МОНАСТЫРИ И ПУСТЫНИ

Андреев Александр Петрович

Вернуться в библиотеку

Вернуться к путешественникам

Печатается по: 

Андреев Александр Петрович. Ладожское озеро. Ч.1-2. -СПб.: Тип. Мор. М-ва в Глав.Адмиралтействе, 1875.

На Ладожскомъ озере въ настоящее время находятся монастыри: Валаамскій, Коневскій и Ондрусова Пустынь. Упраздненные, хотя еще и въ недавнее время: монастырь Сторожно и пустынь Гумбарицы.

Валаамскій, Спасо-Преображенскій, мужской, первоклассный, очень богатый, монастырь находится въ группе острововъ Валаамо, отъ ІІетербурга черезъ Неву и Ладожское озеро въ 185, a материкомъ черезъ Кексгольмъ и Сердоболь въ 295 верстахъ. По гражданскому управленію принадлежитъ онъ къ Сердобольскому уезду (Выборгской губерніи) въ Финляндіи, — a no духовному, состоитъ подь веденіемъ С.-Петербургскаго епархіальнаго начальства. Говорятъ, въ древнія времена, Валаамъ населяли номады и жили они въ пещерахь или впадинахъ высеченныхъ въ каменныхъ утесахъ, — и валаамскіе иноки, основываясь также на устныхъ преданіяхъ, считаютъ основаніе монастыря весьма древнимъ.

Въ книге «Валаамский монастырь», изданія 1864 года, говорится: «Христіанская вера и Церковь, въ давнія времена, силились утвердиться преимущественно на такихъ местахъ, которыя прежде служили центромъ язычества. Этотъ историческій фактъ осуществился и на Валааме. Преданіе говоритъ, что въ древности на Валааме было главное капище языческихъ боговъ Велеса (Волоса) и Перуна, которымъ поклонялись и приносили жертвы живущіе по окрестностямъ язычники. Этимологическій разборъ словъ Валаама, подтверждаетъ   вероятность преданія.   Валамо состоитъ изъ двухъ словъ — мо, по ижорски значитъ земля, a валъ, можно считать одного корня со словами Вааль,  Волосъ и Велосъ, следовательно,   слово   Валаамо   означаетъ — земля   Велоса, т. е. место Велосу посвященное. Местное преданіе къ этому прибавляетъ,   что  св. Андрей Первозванный,   просветитель Скифовъ  и Славянъ,  пришелъ изъ Киева въ Новгородъ, отсюда достигъ Ладожскаго озера и посетилъ Валаамъ. Тамъ благословилъ горы каменнымъ крестомъ,   истребилъ капище Велоса   и Перуна,   обратилъ въ христіанскую веру и жрецовъ идольскихъ и обитавшихъ на острове язычниковъ; поло-жилъ основаніе на Валааме исповеданію Веры Христовой и оставилъ пастырями, новособраннаго стада Христова, некоторыхъ сопутствовавшихъ ему учениковъ».

Хотя слово валаамо (walamo) чисто финское и этимологически еще не выяснсно[1], — но, и не опираясь на устныя преданія, исторически известно, что основателемъ монашества на Валааме считается преподобный Сергій, Валаамскій чудотворецъ, поселившійся на острове въ 960 году[2]. Пріемникъ его, св. Германъ, чудотворецъ Валаамскій.

Съ 960 года судьба Валаама, въ теченіи многихъ вековъ, подъ вліяніемъ внешнихъ обстоятельствъ, подвергалась разнымъ невзгодамъ. Въ этотъ періодъ, монастыръ, то падалъ, то возвышался; то сжигался, то опять возникалъ изъ пепла и развалинъ. Въ 1715 году, указомъ Петра Великаго, монастырь возстановленъ на прочномъ основании и онъ, мало по малу, увеличивался, и въ настоящее время, монастырь уже по числу братій и средствъ, первоклассный.

Владенія  Валаамскаго   монастыря  состоятъ  изъ группы острововъ   числомъ  до 50,   включая   сюда,   все  маленъкіе островки внутри и около главнаго прибрежья расположенные. Кроме того, есть въ его владеніи много угодьевъ въ разныхъ местахъ и на материке и въ шхерахъ. Главные острова, кроме самаго Валаама, пo относительному ихъ размеру следующіе: Скитскій, Предтеченскій, Никоновъ, Никольскій, Святой, Дивный, Пальякъ; острова Баіовые (Лембачъ-саретъ, Сосновскій и Кабака); Крестовые: Гуни, Сосновый, Кохны-сари, Крестовый и Ристи-сари, окончивающіеся на востоке маленькимъ островкомъ Мьюкъ. Вне Валаамской группы: Мюарка, Ялай и Восчаной.

Острова Валаамской группы расположены отъ запада на востокъ (считая оть западнаго плеча Никоновскаго острова до крайняго на востоке островка Мьюкъ) на 21 версту, a отъ севера къ югу до 8 верстъ. Все острова состоятъ изъ кристалической каменной породы[3], по спеціальному изследованію профессоромъ Иностранцевымъ хотя и предложенной къ названію олигоклазовымъ гиперстенитомъ; но мы, породу эту, какъ своеобразную отъ другихъ каменныхъ породъ, въ описаніи своемъ, станемъ называть просто Валаамскій камень.

Валаамскій камень легко поддается атмосфернымъ явленіямъ; онъ весь въ трещинахъ по разнымъ направленіямъ и въ некоторыхъ частяхъ разложился въ мелко-зернистую, темно-красную почву. Хотя на высокостяхъ и нетъ слоя земли, но въ щеляхъ камня, флора Валаама находитъ себе обильное питаніе; a потому, острова, не смотря на каменное ихъ свойство, все покрыты весьма хорошимъ лесомъ. Въ долинахъ же между горъ, есть много полосъ земли, весъма удобныхъ и для хлебопашества и для сенокоса.

Самая большая высота Валаама доходитъ до 200 футъ отъ горизонта озера; на острове находится превосходная глина для выделки кирпича, есть и песокъ и до десяти озерковъ разной величины, расположенныхъ въ разныхъ частяхъ острова, — въ иныхъ глубина до 5 сажень.

По монастырскимъ сведеніямъ, все монастырскіе острова, въ сложности, занимаютъ около 3100 десятинъ земли. Изъ этого количества, до 20 десятинъ занято подъ манастырскія строенія, также подъ сады и огороды. Около 500 квадратныхъ сажень — подъ братскимъ кдадбищемъ. Удобной почвы для засева 130 десятинъ; 700 десятинъ покрыто разнымъ лесомъ и кустарникомъ; остальное пространство состоитъ изъ горъ и болотъ. Впрочемъ, въ настоящее время для осушки болотъ по разнымъ направленіямъ прорыты канавы; лесъ же отъ пней, сухостоя и валежника — очищенъ; следовательно, пространство земли удобной подъ засевы и сенокосы, увеличилось вдвое, a лесъ пріобрелъ более свободный и правильный рость.

Флора Валаама   преимущественно: сосна   и ель; растетъ въ изобиліи береза, ольха,   осина, рябина и другія породы; но ходъ  роста  леса  довольно медленъ.   Въ садахъ   разведены яблони, вишнн — простыя и шпанскія  крыжовникъ, смородина, малина,  приносящія столько плодовъ,  что большаго нельзя ожидать и въ более тепломъ климате.   Есть   сливы, дули и груши не высокихъ сортовъ, но этотъ фрукть редко когда дозреваетъ. Яблоковъ  разныхъ   сортовъ   иногда  снимается въ лето до 900 четвериковъ. Въ питомникахъ (школахъ,   разсадникахъ)   разведены   кедры,   каштаны,    пихта, лиственница, лесной орехъ, тополь серебристый и душистый, вязъ,   дубь,   кленъ,   ясень и друг.   Некоторыя   изъ   этихъ деревьевъ   разсажены по острову въ более   закрытыхъ   отъ непогодъ местахъ и по аллеямъ около монастыря.

Зверей на Валааме почти нетъ. Вь лесу свободно живутъ дикіе олени, зайцы, иногда видна лисица. Рыба около валаамскихъ острововъ водится разнообразная. Оригиналенъ — совершенно особенный и по виду и по вкусу: — сигъ, называемый валаамка.

На острове, по разнымъ направленіямъ проложены весьма удобныя дороги, которыя даютъ возможностъ легко иметь сообщеніе со всеми монастырскими местностями, каковы: скиты, рыбныя ловли, избы въ которыхъ живуть сторожа для охраненія леса отъ порубки наезжими поселянами съ материка; места вывозкн дровъ, валежника корней для добыванія смолы и скипидара, на заводы кирпичные и изестковые и проч.

Климатъ на Валааме доволъно суровъ, но здоровый. Зелень появляется около половины мая, a зима вступастъ въ свои права въ ноябре. Зимніе морозы доходятъ до 17 и 18° по реомюру: но бываетъ, хотя довольно редко, когда они доходятъ въ январе и феврале до 25°. Прочный зимній путь черезъ озеро устанавливается только въ последнихъ числахъ января, a иногда и въ половине февраля; случается, что по озеру во всю зиму съ Валаама ездить на саняхъ нельзя: сильные ветра безпрерывно ломаютъ ледъ и двигаютъ его изъ стороны въ сторону. Озеро около Валаама освобождается отъ льда не ранее мая; плавующій ледъ временемъ виденъ еще и въ начале іюня. Все таки, Валаамъ — прелестнейшій уголокъ въ здешнемъ суровомъ климате. Его природа — своего рода особенность, подобную которой не встретишь нигде въ Европе. Дикая самостоятельность севера здесь во всей красе. Проявленія плутонической силы природы поразительны. Множество совершенно отвесныхъ скалъ идущихъ и въ высоту на десятки саженъ и подъ горизонтъ воды на весьма значительную глубину — поражаютъ путешественника. Островки, мыски, заливчики, бухточки — игриво разметаные по всей Валаамской группе и какъ-то затейливо перемешанные между крутыми берегами и высоко-холмистыми возвышенностями — прелестны! Проливы, проливчики, озерки, между густою растительностію и угрюмыми гранитными скалами, отражаютъ на лазури водъ все предметы!.. А стройный, хвойный лесъ, перевитый листвою черполесья и луговою зеленью, какъ-то мягко дополняетъ общую картину, придавая всему чудный, восхитительный видъ.

При входе въ великолепный монастырскій заливъ, простирающійся въ длину почти на две версты, путника очаруетъ и природа и самый монастырь съ его храмами, зданіями, садами. А что внутри острова... Какія тамъ природныя картины, какіе повсюду великолепные ландшафты! ІІередъ вами — то отвесная стена каменной скалы, пo которой змейкой вьется луговая зелень съ разнообразными полевыми цветками, тогда какъ изъ скалы высится красивая, крепкая, ветвистая береза!.. То вы видите отвесно-гладкій отрубъ каменной горы, совершенно обнаженной формаціи, по отвесу которой тамъ-сямъ гнездятся ель, сосна, или рябина съ своими ярко-красными плодами, — между темъ какъ по верху растетъ высокій лесъ до самой ея окраины!

Среди озера,   даже въ конце іюня,   вода съ поверхности взятая въ стаканъ, холодна   такъ,   что зубамъ больно.   На окрестныхъ   островахъ   и по   самому   озерному   побережью Валаама, отъ силы  и суровости ветра, растительность несколько страдаетъ; оконечности (мысы) выдающіеся вь озеро — безъ растительности и дочиста обмыты волной при сильныхъ непогодахъ. Въ монастырскихъ же бухтахъ   и внутри самаго   острова   не   чувствуется  ни сила   бури,   ни   суровость ветра. Въ садахъ — и вишня зреетъ, и арбузъ поспеваетъ, и ароматная дыня нежнаго  вкуса, доходитъ вполне, ужъ   не   говоря   o тыкве,   которая приноситъ  плодъ   въ 2 пуда весомъ! Въ огородахъ же — и редька растетъ съ горную пушку; свекла почти того же размера;  капуста созреваеть въ объеме   11   дюймоваго сферическаго снаряда! — Не однажды,   на выставке   садоводства   въ Петербурге,   валаамскіе огородные продукты  заслуживали  за свое   достоинство и величину, поощрительныхъ медалей. Сена на острове такъ изобильно,   что ни въ какіе неурожайные годы  не бываетъ въ немъ  недостатка; даже зачастую,   сено идетъ подъ постилку лошадямъ въ конюшне.

На Валааме, по штату, состоитъ монашествующихъ братій 140. Въ наличности же, съ богомольцами, проживающими для пріобученія къ монашеской жизни, число братій почти всегда превышаетъ это число. По ведомости монастыря 1863 года, состояло: 1 игуменъ, 14 іеромонаховъ, 9 іеродіаконовъ, 40 монаховъ (въ томъ числе 3 схімника), 61 послушниковъ и 84 богомольца; всего же 207 человекъ. Кроме того, чернорабочихъ крестьянъ, ежегодно бываетъ более 100 человекъ. Все обитатели Валаама (кроме чернорабочихъ, которые находятся по найму на спеціальныхъ занятіяхъ) разделяются по должпостямъ, пазываемымъ послушаніями. Порвое послушаніе Игумена; второе — наместника; третіе - казначея; четвертое ризничаго[4]. Потомъ идутъ духовники; далее старцы и уже после ихъ прочая братія исполняетъ послушаніе: эконома, келларя, келіарха, трапезарія, рухольнаго, библіотекаря, аптекаря; за ними пойдутъ: клиросные, пономари, звонари, будильники, гостинщики, келейники и исполняющіе разныя ремесла, письменную часть въ канцеляріи, печеніе просфоръ, хлеба; возку дровъ, воды; вареніе кваса; прислуживаніе въ трапезе, вь поварне, въ конюшне; занимающіеся стиркою белья, ловлею рыбы и проч. — Эти послушанія называются общими.

Духовные, иночные чины другихъ видовъ: великій ангельскій чинъ — схима; ангельскіе чины: отшельникъ (скитянинъ), пустынникъ, молчальникъ, іеромонахъ, іеродіаконъ, мантейный монахъ. Не связанные отреченіемъ отъ міра — рясофоръ и послушникь.

Монашеское постриженіе на Валааме совершается вполне по требнику. На счетъ этого обряда, книга «Валаамскій монастырь» говоритъ: «Постриженіе въ мантію можетъ быть нераньше какъ черезъ три года по приукаженіи брата въ послушніки, да и то тогда, когда онъ имеетъ не менее 30 летъ отъ роду. Удостоеыный обрученія ангельскаго образа и въ немъ стараясь подражать христовой нищете и смиренію, онъ не только не ищетъ сана священства и должностей, но, напротивъ, желаетъ, чтобы никогда ихъ не возлагали на него. Одинъ только обетъ послушания, данный имъ при постриженіи, можетъ заставить eгo принять какой либо санъ или должность. Истинный подвижникъ однажды навсегда умеръ для всехъ человеческихъ желаний, даже самыхъ невинныхъ. Христову подвижнику, монаху, если можетъ быть какое либо на земле желаніе, то это одно — принять на себя великій ангельскій образъ, т е. схиму».

«И такъ, постриженный инокъ надеваетъ на себя мантію — одежду нетленія и чистоты; накрываетъ главу свою клобукомъ - шлемомъ надежды спасенія.»

Все дело иноковъ, исключая рабочнхъ, состоитъ въ различнаго рода церковныхъ службахъ; но они, начиная отъ наместника и до самаго последняго послушника, участвуютъ и летомъ въ уборке сена на поляхъ и въ уборке овощей и плодовъ въ садахъ, и на огороде.

Монастырская трапеза общая — безъ жаренаго; въ скоромные дни — масло коровъе, молоко, творогъ: въ постные — снедь съ растительнымъ масломъ и безъ онаго. На Валааме, въ особенности въ летнее время, бываеть много богомольцевъ. Для нихъ около монастыря выстроена каменная, весьма опрятная гостиница, вернее, страннопріимный домъ, где каждый богомолецъ можетъ иметъ комнату съ тюфякомъ и подушкой, также чай. Обедъ въ общей трапезе, но можно спросить его въ комнату; более же въ этой гостинице ничего нельзя иметь. Для простаго народа такой страннопріимный домъ есть особенный, около монастырской пристани, тоже каменный.

Въ Валаамскомъ монастыре 5 скитовъ: Большой, Предтеченскій, Николъскій, на островахъ: Святомъ, въ Железнице и въ Баіовыхъ. Замечателъны по архитектуре и красивы по внутреннаости, храмы въ скитахъ Большомъ (Всехь Святыхъ) и Николъскомъ; они построены по чертежамъ и рисункамъ покойнаго архитектора академика Горностаева.

Въ нижнемъ  этаже монастырскаго главнаго собора устроена,   церковь   во  имя преподобныхъ   Сергія   и   Германа Валаамскихъ чудотворцевъ.  Въ ней подъ спудомъ почиваютъ святыя  мощи   Валаамскихъ   угодниковъ Сергія   и Германа; въ храме же утверждена серебреная рака.

Въ теченіе года перебываетъ богомолъцевъ въ Валаамской обители несколъко тысячь. Окрестные жители являются более всего на день Благовещенья Пресвятыя Богородицы и на праздникъ св. Апостоловъ Петра и Павла На первомъ празднике бываетъ народу до 900 чел., a на второмъ до 3— 4 тысячъ.

Въ 1819 году посетилъ Валаамскую обитель Государь Императоръ Александръ ІІавловичъ, при проезде изъ Олонца въ Финляндію Въ 1844 году, былъ въ Валааме, на пароходе «Ладога», Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич. Въ 1858 году, на пароходе «Александрія», посетили Валаамскій монастырь, Его Величество Государь   Император   Александр Николаевич   и Государыня Императорица Мария Александровна съ Августейшими своими детьми: Государемъ Наследникомъ Цесаревичемъ Николаем Александровичем,   Владимиром   и  Алексеем   Александровичами, въ сопровожденіи Ея Высочества Великой Княгини Ольги Николаевны съ Супругомъ.

Высоко почитая трудъ Валаамскихъ иноковъ св. Сергія и Германа, подвижниковъ православія, миссіонеровъ Евангельской истины и утвержденія Веры Христовой, въ здешнемъ дикомъ въ те времена крае, нельзя не возносить ихъ действій.

Коневскій, Рождественскій, общежительный, третьеклассный, мужской монастырь, находится на острове Коневецъ, близъ западнаго берега озера, въ Финляндіи, Выборгской губерніи, Кексгольмскаго уезда. Островъ Коневецъ отделяется отъ материка, глубокимъ проливомъ шириною въ 4 версты. Отъ Петербурга, водою — озеромъ и Невою 165, a отъ Кексгольма 35 верстъ.

Первымъ поселенцемъ и основателемъ обители на Коневце, по свидетельству Новгородскихъ летописей и местнаго преданія[5], былъ уроженецъ Великаго Новгорода, инокъ Арсеній, прибывшій сюда въ 1393 году. До того островъ былъ пустынный, a жители сопредельной Корельской земли, были идолопоклонники. Арсеній утвердилъ здесь Веру Христову.

Съ основанія обители на Коневце, она безмятежно существовала 177 летъ; после того пошли на нее разныя невзгоды: разореніе отъ войнъ; перенесеніе по этимъ случаямъ обители въ другія места; опять возобновленіе, опять погромы — и только въ 1718 году, последовалъ указъ Петра I, чтобы на Коневце устроитъ обитель по прежнему, которая существуетъ и по настоящее время.

Островъ Коневецъ въ окружности около 18 верстъ; почва на немъ, на одной половине большею частію песчаная, — a на другой — глинистая, съ валунами. Самый островъ довольно высокъ, на средине его есть возвышенность, называемая св. Гора, где находится скитъ. Лесъ по всему острову хвойный, но между имъ есть и чернолесье.

Коневская обитель расположена на юго-западномъ берегу острова, на ровной и возвышенной местности. При ней въ 1843 году устроена деревянная гавань, которая въ настоящее время мало по малу заносится пескомъ съ озера; одинъ или два галіота могутъ еще въ ней поместитъся, пароходы же пристаютъ къ западной стороне этой гавани.

Соборный храмъ и все монастырскія постройки каменныя. Въ нижней церкви собора находится серебренная рака Преподобнаго Арсенія Коневскаго; самыя мощи его ІІодъ спудомъ. Подле монастыря, вправо, стоитъ довольно большая деревянная гостиница, замечательная по толстоте деревъ въ постройке, которыя все взяты съ острова. Этотъ домъ для богомолъцевъ выстроенъ въ 3 этажа. Въ левой стороне, передъ обителью, въ 1873 году выстроена тоже гостиница, каменная, большая и весьма красивой архитектуры.

Отъ скита влево идетъ тропинка по направленію къ другому концу св. Горы, где на левомъ ея склоне, по крутизне ведетъ лесница внизъ, въ густую сосновую рощу, растущую почти въ грудахъ камней. Въ числе этихъ камней, есть огромной величины валунъ, называемый конъ-каменъ[6]; на немъ выстроена часовня. Этотъ громадный валунъ по народному преданію названъ конемъ камнемъ потому, что язычники обитавшіе на материке переправляли сюда на лето лошадей для пастбища, a по приближеніи зимы увозили их обратно и въ угоду того духа, который берегъ ихъ стада, оставляли y этого камня коня. На другой годъ при переправе стада на пастбище, коня уже на острове не было; жертва была принята духомъ! Преподобный Арсеній поселившись на острове, благодатію Божіею, дейсгвующею чрезъ св. икону Богоматери, изгналъ отъ камня нечистаго духа, который въ виде ворона перелетелъ на материкъ въ бухту противъ монастыря, отчего та и нолучила название Чортова лахта, a островъ где монастырь— Коневецъ[7].

Весь Коневской островъ, заключаетъ удобной и неудобной земли по обмежеванію 1795 года, 746 десятинъ и 2300'/2 кв. сажень. Штатъ монастыря въ настоящее время: игуменъ 1, казначей 1, іеромонаховъ 14, іеродіаконовъ 9, монаховъ 20, указныхъ послушниковъ 19, проживающихъ въ монастыре съ увольненіемъ отъ обществъ, свидетельствами и паспортами, богомольцевъ въ надежде приготовленія себя къ монашеству 62. Наемныхъ работниковъ до 40 и более. Всей братіи безъ работниковъ считается 125 человекъ. Монастырскій уставь тотъ же, что и на Валааме.

Ондрусова-Николаевская пустынь основана въ первой половине XVI века схимомонахомъ Андріаномъ. Основатель этой пустыни въ міре назывался Андреемъ, происходилъ изъ дворянскаго рода Завалишиныхъ и былъ при царе Іоанне III Васильевиче царедворцемъ.

Брошюра Опдрусова-Николаевская пустынь, изданная въ С.-Петербурге 1856 г. говоритъ: «Проживая по воле Госусударя своего въ Обонежской пятине, Андрей съ дружиною своею часто ходилъ на звериную ловлю въ дремучихъ лесахъ этого края Однажды охотясь съ дружиною въ густой чаще леса, заметилъ онъ оленя и погнался за нимъ со псами. Преследуя зверя, онъ отдалился отъ дружины своей, и въ месте, где, казалось, отъ века не была нога человека, встретилъ убогую хижину. На пороге хижины явился къ нему отшельникъ, въ одежде ветхой, — это былъ преподобный Александръ Свирскій, семь летъ уже спасавшійся въ этой пустынной местности. Андрей, познавъ сладость пустыннаго житія, оставилъ могущество и санъ, и облекся въ одежду нищеты и смиренія, отошелъ въ Валаамскую обитель, где восле продолжительнаго искуса, сподобился ангельскаго образа и нареченъ Андріаномъ. Желая во всемъ идти по следамъ преподобнаго Александра, Андріанъ, чрезъ несколько летъ пребыванія на Валааме, удалился на восточный берегъ Ладожскаго озера, избралъ уединенное место и поселился тамъ на пустынножитіи».

Такимъ образомъ обитель получила начало и названа по имени своего основателя Ондрусовою. На наречіи местныхъ жителей, т. е. на корельскомъ, Ондрусъ значитъ Андрей. Есть еще местное преданіе, силъно характеризующее древній бытъ на Ладожскомъ озере, и вотъ что говорится объ этомъ въ вышеупомянутой брошюре.

«Въ первое время своего водворенія, преподобный Андріань встретилъ   людей   непріязненныхъ.   Въ   дремучихъ   лесахъ острова Сало[8], лежащаго противъ его пустыни, укрывался не добрый человекъ,  который съ своею шайкою делалъ нападеніе на пловцовъ по Ладожскому озеру.   Близкое соседство пустынника, въ сожитіе къ которому начали собираться многіе   ищущіе   спасенія,   тревожило атамана разбойниковъ и онъ съ угрозами требовалъ,   чтобы  отшельники оставили берега  озера;   но  потомъ  слезы  Андріана смягчили сердце грабителя  и   отшельники были оставлены въ покое. На каменистомъ   мысу  называемомъ   Стороженскимь, — въ  южной части Ладожскаго озера, близъ Свири, — жилъ тогда же другой разбойникъ, который, завидуя успехамъ въ грабежахь соседа Андріанова,   всячески  искалъ случая погубить его. Случай вскоре представился. Однажды оба соперника, разъезжая съ шайками своими   для промысла,   встретились — и страшная битва закипела между враждующими. Счастіе изменило жителямъ острова Сало: они были побеждены; предводитель ихъ взатъ въ пленъ и скованный брошенъ въ ладьи врага своего»...

Впоследствіи   онъ   очистилъ себя покаяніемъ и окончилъ дни свои въ обители Андріана.

Говорятъ, что атамана этого звали Ондрусъ, потому и место, где онъ жилъ, имело названіе Ондрусово; a какъ впоследствіи туть основана пустынь, тo и ей присвоили это имя.

Въ   Ондрусовой  пустыни  находятся   подъ   спудомъ мощи преподобнаго Андріана;   надъ ними въ церкви устроена деревянная рака подъ сенью. Пустынь управляетси не игуменомъ, a строителемъ. При немъ казначей, 4 іеромонаха, 2 іеродіакона, 3 монаха полнаго постриженія и 4 малаго; послушниковъ 10, — всего 25 человекъ Послушники большею частію исключенные по неблагонадежности изъ духовныхъ училищъ и проживаютъ въ обители на полномъ ея содержаніи, для приготовленія себя въ причетники; есть и вкладчики за условленную плату, которые пользуютея общею трапезою, одеждою и обувью.

Ондрусовскую пустынь посещалъ, 8 августа 1819 года, Императоръ Александръ I, проезжая изъ Олонца въ Финляндію.

За алтаремъ Николаевской церкви видна могила отца Гедеона, совершившаго плаваніе вокругъ света на корабле «Нева» въ 1803 — 1806 году.

Къ пустыне принадлежатъ острова: Сало, Гачъ, и Нявной. Островъ Сало небольшой, въ длину 700, a въ ширину 30 сажень, лесистый. Гачъ, гораздо eгo меньше, имеетъ небольшой лесъ, a Нявной — каменистый, низменный, покрытъ лишь изредка соснякомъ. Вообще местность между островами Сало, Гачъ и пустынью, въ отношеніи укрытія отъ ветра небольшямъ судамъ, весьма удобная: южная сторона острова Сало защищаетъ весъма спокойную гавань отъ непогоды со всехъ сторонъ; да и северная сторона его вместе съ маленькими островками, идущими отъ нея къ N-ду, защищаетъ тоже довольно спокойную якорную стоянку; a такъ какъ восточная сторона острова Сало, соединяясь съ мысомъ материка, где стоитъ монастырь, низменна, то между ними прокопанъ каналъ и, какъ видно, уже давно, для прохода судамъ сидящимъ въ воде около 3 футъ. Видно, что атаманъ Ондрусъ выбралъ для своихъ операцій местность весьма удобную[9].

Упраздненный монастырь Сторожно или Сторожевский, надо полагать, существовалъ до 1806 года т. е. до времени открытія Свирскаго канала и судоходства по немъ.

Объ основаніи здешней обители существуетъ такое преданіе. На мысе Сторожно жилъ некогда атаманъ разбойниковъ, который, со своею шайкою, занимался грабежемъ проходящихъ въ то время судовъ изъ Свири въ Волховъ. Насытившись такимъ ремеслом, онъ, въ последствіи уразумелъ свое нечестіе, раскаялся и на месте вертепа разбойничьяго, основалъ иноческую обитель и постригся въ ней подъ именемъ Кипріана; — заслужилъ передъ современниками забвеніе прежнихъ своихъ делъ и пользовался даже общимъ уваженіемъ. По смерти погребенъ онъ въ основанной имъ обители, где и доселе видна его могила, и православные христіане приходятъ къ ней испрашивать себе предстательства блаженнаго Кипріана предъ Господомъ[10].

Въ настоящее время около бывшаго монастыря, расположена, Ведомства Государственныхъ Имуществъ, деревня Сторожно или село Подмонастырское — жители въ немъ, не только что зажиточны, но, можно сказать, богаты, — все рыбаки и другаго промысла не имеютъ.

Отъ бывшаго монастыря остались только следы и церковь, которая перешла въ сельскую, но безъ местнаго священника.

Церковь построена почти вся изъ булыжнаго крупнаго камня, двухъ-этажная и самой незатейливой архитектуры. Стены ея весьма толсты, сложены неправильно, —местами выпуклы; окна величины различной и расположены безъ всякой симетріи. Церковь составляетъ четыреугольникъ длиною въ 10, a шириною въ 5 сажень. Въ ней три предела: вверху — Николая Чудотворца и Рождества Богородицы, a внизу — Успеніе Божіей Матери. Низъ церкви разделенъ вдоль капитальной стеной; въ южной стороне находится теплая церковь Успенья, a въ северной — пустня комнаты; верхъ же разделенъ толстой поперечной стеной, и восточная сторона занята самою церковью, где устроены два предела, a въ западной — находится какъ бы какой нибудь залъ съ уродливыми сводами, опирающимися на толстый столбъ находящійся посреди комнаты. Полъ во всемъ зданіи кирпичный въ которомъ глина мята с такимъ крупнымъ пескомъ, что въ некоторыхъ кирпичахъ есть камни более голубинаго яйца: впрочемъ, кирпичъ обожженъ хорошо и крепко.

Въ нижней церкви есть могила, на которой плита съ надписью такого рода: «На семъ месте погребенъ Кипріанъ, началъникъ и строитель обители сей, лета отъ сотворенія міра 7006». Следовательно, отъ смерти Кипріана теперь 382 года, да положимъ, что Кипріанъ съ братіею жилъ въ монастыре хотя 30 летъ, то и выходитъ этому храму въ 1874 году 412 летъ! Древность порядочная, что видно по младенческой архитектуре, вероятно собственно Кипріаномъ придуманной.

Мы полагаемъ, что этотъ храмъ есть единственный памятникъ древности на всемъ Ладожскомъ озере; онъ можетъ служить обращикомъ каменныхъ построекъ храмовъ техъ временъ, разумеется кроне купола и колокольни, которые уже подновлены.

Стороженскій храмъ кругомъ обнесенъ деревянною оградою, бревенчатою и тоже какой-то особенной архитектуры. Для крепости, на каждыхъ 10 саженяхъ сделанъ срубъ, такой, какой делается для колодцевъ, — и все это покрыто небольшимъ навесомъ. На северъ выходятъ ворота и, какъ видно, оне были съ келіею привратника. На уцелевшихъ бревнахъ стенъ этихъ сохранились вырезанныя надписи и разнообразные крести. На падписяхъ почеркъ все древне-славянский и иногда весьма искусный. Самая старая надпись такая: «іюля 30 дня 1764 года, тихвинские купцы Семенъ Ягодовъ и Лука Сгоновъ, да мещанинъ Сергій Іоновъ здесь погоду стояли» Прочіе надписи все въ томъ же роде: имена и фамиліи лицъ и что они погоду стояли! Даже досадно однообразіе падписей: хоть бы написали — откуда и съ чемъ шли, да съ которой стороны была погода. Не граматные же ставили кресты и все осьми-конечные.

Позже 1806 года надписей невидать, и оно понятно: Сяський каналъ оконченъ въ 1801 году, a Свирскій въ 1806; следовательно, по открытіи судоходства на этихъ каналахъ, ходъ судовъ изъ Свири въ Ладогу озеромъ прекратился; вероятно и монастырь въ то же время упраздненъ по недостатку доброхотныхъ дателей на пользу служителей алтаря, и монастырская церковь обратилась въ приходскую деревни Сторожно.

Келіи братіи и службы монастырскія были за храмомъ, въ ограде, где и ныне виденъ ихъ дымъ, т. е. следы развалившихся печей и избъ.

На севоро-востоке отъ Сторожно, на мысу, въ Олонецкой губерніи, на другой стороне Свирской бухты, было тоже обиталище иноковъ, которое называлось Гумбарицы. Надо полагать, что это было подворье, вь которомъ жили монахи или съ Ондрусовской или съ Сяндемской пустынь, находящихся въ Олонецкой губерніи. Духовные эти лица, тоже пользовались разными крохами отъ плававшихъ и разбивавшихся судовъ, что случалось нередко при такомъ опасномъ въ то время плаваніи по озеру; но съ открытіемъ Свирскаго канала, и это подворъе или пустынь — уничтожилось.

На острове Восчаномъ, лежащемъ по средине пути изъ Коневца на Валаамъ, летъ 50 тому назадъ, основалась было женская обитель св. Вассы; но она скоро упразднилась: по недостатку ли средствъ, пo неудобству ли местности, или по какимъ либо другимъ причинамъ, разъяснитъ не можемъ. По этому случаю, островъ Восчаной, на старыхъ картахъ, назывался Вассіи.



[1] Валаамскіе иноки, произнося слово валаамъ, вставляютъ въ него две буввы а, по нашему мненію делаютъ это для того, чтобы поддержать этимологическій, по ихъ взгляду, разборъ слова валамо, происходящее отъ словъ: валь и мо.

[2] Изъ описанія жнтія Св. Авраамія Ростовскаго.

[3] 0 строеніи группы о—вовъ Валаама см. выше

[4] Игуменъ, наместникъ, казначей и ризничій составляютъ старшую братію, и въ деле управленія образуютъ изъ себя такъ называемый — монастырскій соборъ.

[5] Историко-статистическое описаніе Коневскаго монастыря. С.-Петербургъ, изданіе 1869 года.

[6] Высота камня 7, длина 13, толщина или ширина 9 сажень. — Около него лежатъ значительной величины части того же камня, отделившіяся отъ него при сильныхъ морозахъ

[7] Cм  Историко-статистическое описаніе Коневскаго монастыря 1869 года.

[8] Пo-карельски—дебрь.

[9] Ондрусовская   пустынь отъ Петербурга черезъ Ладожское озеро въ 210, a материкомъ черезъ Олонецъ въ 332 верстахъ.

[10] См. опис. «Ондрусово-Никольская пустынь». С.-Петерб. 1866 года.

 

Вернуться в начало

Вернуться к путешественникам

Вернуться в библиотеку

Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум
 

"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru

 
утепление окон в СПб