Корела и Русь

С. И. Кочкуркина

Публикация:

С. И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986.

 

ОДЕЖДА

 

Как платка ты не носила,

Ты не знала и печали;

Не имела покрывала,

Не имела и заботы;

И печали и заботы

Головной платок приносит.

(22:305-310)

 

 

Набрала получше платьев,

Понарядней из нарядов,

Их надела друг за дружкой,

Головной убор надела,

Медные взяла застежки,

Золотой прекрасный пояс.

(10 : 237-242)

 

Хорошо наш сват оделся:

Разодет в кафтан суконный;

На руках кафтан в обтяжку

И сидит везде прекрасно.

(25 : 569— 572)

 

Хороша рубашка свата:

Чуть выглядывает ворот,

Словно дочь Луны соткала,

Всюду оловом украсив.

Хорошо наш сват оделся:

Шерстяной на чреслах пояс,

Что сработала дочь Солнца,

Дивно кольцами расшила.

(25: 577-584)

 

В одежде, как и в погребальных обрядах, ярко отра­жаются национальные особенности. Материал, из которого сделана одежда, покрой костюма, его украшения придают этнический колорит тем или иным группам населения. Поэтому, несмотря на то что карелы и вепсы являются близкими родственниками, их костюмы отличались друг от друга. Металлические украшения в костюме — важный индикатор моды и, следовательно, относительно точный хронологический показатель. По ним можно судить и о степени развитости ювелирного ремесла и торговли, и о географии экономических связей. Но восстановить костюм по археологическим материалам — далеко не простое дело. В одних случаях не хватает данных, в дру­гих — они вообще отсутствуют, а в третьих (и такое бывает) — не поддаются объяснению. Все эти недостатки в полной мере присущи и древнекарельскому археологи­ческому материалу.                          

Еще Т. Швиндт по материалам раскопанных им погребений предложил два варианта реконструкции мужской и женской одежды, но зарисовок не оставил. Это большой пробел, поскольку исследователь раскапывал самые лучшие по сохранности могильники. Один из вариантов представляется наиболее согласованным с археологиче­скими сведениями. Женская одежда типа длинной юбки состояла из двух полотнищ плотной шерстяной четырех­ниточной ткани. Верхние концы заднего полотнища пере­кидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на предплечьях скреплялись овально-выпуклыми фибулами. Края обрабатывались светлой или ярко окрашенной шерстяной тканью либо фасонной лентой. На передники шла чаще всего также четырехниточная шерстяная ткань, края которой украшались спиральками из медных сплавов и бахромой. Наплечная накидка из четырехниточной ткани тоже отделывалась по краям бахромой. Она застегивалась под грудью брошью. Платок из той же ткани, что и юбка, свисал с головы и крепился застежкой.

В дальнейшем реконструкция, предложенная Т. Швиндтом, не удовлетворила исследователей. В Национальном музее Финляндии (в Хельсинки) кропотливая работа этно­графов и специалистов по древним тканям завершилась демонстрацией в 1956 г. манекена («хозяйка Кауколы»), облаченного в реконструированный древнекарельский костюм: белую рубаху и наплечную накидку, синие голов­ной платок и передник, коричневую юбку. Из украшений присутствовали парные овально-выпуклые фибулы, Ф-образные пронизки, ажурные цепедержатели, от которых спускались бронзовые цепочки с висевшими на них копоушкой и шумящей подвеской (справа), ножом с брон­зовой рукоятью в орнаментированных ножнах (слева). У ворота рубахи — круглая выпуклая застежка. Головной платок был прикреплен сюкерё и чуть ниже — пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, наплеч­ная накидка — выпуклой подковообразной. На шее — лента с нашитыми серебряными четырехугольными пла­стинками, в ушах — серьги. На подоле передника, закан­чивающегося бахромой, располагалась широкая полоса из спиралек в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. На ногах манекена — кожаная обувь с ремеш­ками, стягивающими икры.

И этот костюм был подвергнут критике финляндской исследовательницей П.-Л. Лехтосало-Хиландер[1]. Ею спра­ведливо отмечены ошибки реставраторов: для карел были абсолютно нехарактерны серьги (во всем Северо-Западном Приладожье найдена одна серьга, да и та могла принад­лежать мужчине) и бронзовые цепочки (в могилах со­браны, за вычетом одного случая, железные); противоречит истине и неправильная техника орнаментации древне-карельских украшений: чеканка вместо гравировки.

Со своей стороны отметим еще некоторые недочеты в реконструированном костюме: шумящие украшения не получили распространения в древнекарельскои среде; более того, копоушки и шумящие коньковые подвески вместе в погребениях не встречались.

Лехтосало-Хиландер критикует реставраторов за то, что цветовые сочетания в костюме далеко не исчерпывают всего разнообразия красок, которыми пользовались в жизни. Представлены белый, синий и коричневый цвета, в то время как в различных погребениях встречены почти белая юбка, окаймленная красноузорчатой тесьмой; темно-коричневая или черная, украшенная сине-красно-желтой тесьмой; юбка с двухцветной каймой; светло­-серая со жгутом. Передники — темно-серые или черные, синие с аппликацией из металлических крестиков. Голов­ные платки — натурального темно-коричневого цвета, но попадались выкрашенные индиго (синие). В некоторых погребениях могильника Кекомяки сохранились остатки льняных нательных рубах.

Перечисленное свидетельствует о том, что метод созда­ния типичного костюма по данным нескольких погребений неправомочен. Воспроизведенный костюм нереален. Еще этнографами была отмечена индивидуальность нарядов у жительниц не только разных деревень, но и одной (это характерно как для карел, так и для других народов). Одежда, выявленная в результате раскопок одного могиль­ника, отличалась от одежды из других, даже терри­ториально близко расположенных. Более того, женский наряд, воссозданный по материалам могил с богатым сопровождающим инвентарем, не отражал, да и не мог отражать моду рядовых масс, о чем всегда надо помнить. А в скромных могилах, где вообще мало металлических украшений (они-то и сохраняют текстиль), почти невоз­можно проследить детали убранства.

Как удалось выяснить в результате реконструкций нескольких женских костюмов XII —XIII вв. по материа­лам могильников Карельского перешейка, у представителей одного и того же этноса по разным причинам, в том числе и по возрастному признаку, наблюдаются различия и в наборе элементов одежды, и в цвете, и в составе металли­ческих украшений. Приведем примеры. Почти белая юбка на одной из двух женщин из могилы Кекомяки-16 окайм­лена красно-черной узорчатой тесьмой, скреплена овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом (типа С); к ним прикреплены Ф-образные пронизки с привесками, спиралевидные держатели цепей, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с правой стороны копоушкой, с левой — ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Тонкая льняная рубаха, отделанная тесьмой с серебряными нитями, застегивалась у ворота орнаментированной серебряной пластинчатой выпуклой фибулой. Темно-серый передник, украшенный широкой полосой из бронзовых спиралек, составляющих сложные композиции, представляет собой лучший образец не только среди изделий Северо-Западного Приладожья. Головной платок синего цвета прикреплялся к волосам серебряной сюкерё и подковообразной фибулой карельского типа. Пальцы рук были украшены перстнями. Имелась ли наплечная накидка у этой женщины, сказать трудно, так как сопровождающие вещи обеих умерших перемеша­лись. Но одно светло-серое наплечное покрывало все-таки зафиксировано. Лехтосало-Хиландер предполагает, что оно принадлежало второй женщине, одетой в темно-коричне­вую, почти черную юбку и серый передник, довольно скромно украшенный по подолу спиральками. О головном платке не упоминается, но думаю, что он был, поскольку присутствовала головная застежка.

Для костюма из могилы Кекомяки-5 характерна иная цветовая гамма: юбка, украшенная двухцветной каймой, наплечная накидка с бахромой и головной платок темно-коричневые. В детском же погребении отмечена длин­ная юбка, наплечная накидка, но не было головного платка и передника. Видимо, эти детали одежды не носились подростками. Прочтите еще раз приведенные в начале раздела строчки из «Калевалы», и станет ясно, что голов­ной платок и покрывало принадлежали замужним женщи­нам. Из предметов украшения в могиле найдены сереб­ряная круглая нагрудная и две овально-выпуклые фибулы с плетеным узором (тип F), бронзовая подковообразная выпуклая застежка карельского типа, спиралевидные цепедержатели, пять различных бусин, двухголовая коньковая шумящая подвеска, маленький нож со следами кожаных ножен и т. д.

Костюм из Кекомяки-6 включал серую юбку, окаймлен­ную жгутом, скрепленную овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом (тип C2), от которых спускались Ф-образные пронизки, ажурные держатели цепей. Цепоч­кой с висевшим на ней ножом в ножнах заканчивалась лишь правая сторона гарнитура. Серая наплечная накидка скреплялась подковообразной выпуклой фибулой карель­ского типа. Синий передник был отделан одинарной каймой из бронзовых спиралек. С правой стороны пояса свисали две орнаментированные круглые пластинчатые подвески. В качестве шейного украшения использовалась обшитая тканью берестяная лента, украшенная серебря­ными пластинками. У ворота — медальон с изображением Марии Оранты. Синий головной платок скреплялся сюкерё и пластинчатой подковообразной фибулой карель­ского типа. На левой руке — серебряный перстень.

Костюм из длинной юбки, головного платка, наплечной накидки и орнаментированного спиральками передника и с такими же, как в предыдущем погребении, украше­ниями обнаружен в Леппясенмяки-4. И все же, несмотря на стандартность одежды, погребенная выделялась ожерельем на шее, украшением из спиралек на лбу и поясом на талии. Между прочим, в ру­нах «Калевалы» последняя де­таль женской одежды довольно часто упоминается.

Женские костюмы из Ховинсаари еще более разнообразны, хотя общий стиль, свойствен­ный древнекарельской одежде, в них соблюден. В погребениях обнаружены головные платки, наплечные накидки и юбки, в ряде случаев отсутствовал фартук, а из нагрудных украше­ний — Ф-образные пронизки.

Лехтосало-Хиландер восста­новлен женский костюм из мо­гилы Тууккала-26, состоявший из темно-синей юбки, белой рубахи, светло-серых передни­ка, украшенного спиральками, и покрывала с бахромой. Перед­нее полотнище юбки намеренно сделано с таким запасом, что его верхний край, отделанный тесьмой, перекинут на грудь, а края заднего и переднего скреплены фибулами с изобра­жением клешней рака (тип Н) почти на линии плеча. Ф-образные пронизки, имеющие две пары петель с привесками и бронзовую бусину внизу, ажурные цепедержатели со свисающими сердцевидными украшениями составляли сложный гарнитур, обе части которого соединялись железной кольчужной цепочкой. С правой стороны гарнитура на бронзовой цепочке свисала шумящая коньковая привеска (для Юго-Восточной Фин­ляндии — вещь редкая), с левой — нож в ножнах. У ворота рубашки — круглая выпуклая серебряная фибула, соеди­няющаяся цепочкой с правой частью гарнитура. Серебря­ная пластинчатая подковообразная фибула скрепляла покрывало на правом плече. Передник с бахромой был украшен рядом спиралек не только по подолу: спиральные узоры дугообразно располагались по самому переднику и в его верхней части (кажется, такой передник единствен­ный на весь могильник).

Реконструированная одежда из Тууккалы, конечно же, не исчерпывает всего разнообразия костюмов жителей Юго-Восточной Финляндии средневековой поры, поэтому сравнивать ее с древнекарельской затруднительно. Но можно утверждать, что в общих чертах та и другая схожи, хотя прослеживаются некоторые различия. Женщины из Тууккалы застегивали покрывало на правом плече пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, в то время как жительницы Карельского перешейка крепили его или на середине груди, или в области левого плеча выпуклой подковообразной фибулой карельского типа. Не отмечено на Карельском перешейке своеобраз­ного оформления верхнего края юбки и передника, рас­положения овально-выпуклых фибул на плечах, а в Тууккале не носили сюкерё. Перечисленные частные отклоне­ния следует рассматривать как региональную специфику, и, следовательно, женская одежда обоих районов практи­чески аналогична, что является важным и веским аргумен­том в пользу их единой этнической принадлежности.

В XIII—XIV вв. женский костюм, возможно, видоизме­нился, но соответствовал направлению моды XII—XIII вв.

Этнографы установили древность существования длин­ной юбки (хурстут) у карел. И хотя ныне ее не носят, сохранение названия в языке говорит о принадлежности хурстут к древнему слою материальной культуры карел[2]. Вместе с тем прослежено, что конструкция костюма, если не принимать во внимание его детали, оказывается схожей для населения Западной и Восточной Финляндии, а также Северо-Западного Приладожья. Это не случайно, сходство сложилось под воздействием на население данной террито­рии определенных исторических, географических и социа­льно-экономических факторов.

Значительное место в украшении женской одежды занимали спиральки. Тщательному анализу их мы обязаны финляндским исследователям. Они не только изучили изделия из конкретных памятников, но и создали целост­ную картину для большого региона Северной Европы.

На Карельском перешейке для прикрепления спиралек к переднику использовался способ аппликации: короткие спиральки (длиной 1—1.5 см) нанизывались на нить (в новгородской Карелии чаще всего применяли ссучен­ные вместе конскую и шерстяную нити), пришивались к полосе ткани, которая затем прикреплялась к подолу передника. Такой орнамент был виден только с лицевой стороны. Известны сложные композиции в виде крестообразных фигур, являющиеся, по признанию финляндских специалистов, вершиной мастерства. В Тууккале для при­крепления спиралек употреблялась конопляная или льня­ная нить, а в месте перекрестья нитей помещалась корот­кая спиралька. В западно-финских передниках орнамент создавался уже в процессе изготовления ткани: в нити основы вдевались более толстые спиральки, и тогда орна­мент был виден с обеих сторон. Кроме того, на передниках имелись поясная кайма и орнамент в углах, а в месте пере­крестья выпрямленные нити спиралек образовывали крест. Отличие от изделий первых двух регионов прослежи­вается и в оформлении наплечных накидок: в Западной Финляндии они украшались орнаментом из спиралек в виде звездочек, квадратов, четырехлистников и т. д.; в Се­веро-Западном Приладожье, как и в Миккели — Тууккале, края накидок отделывались тесьмой или каймой с бахро­мой, сотканной вместе с материей.

Широкое применение спиралек явилось предпосылкой к выделению определенной отрасли ювелирного ремесла (напомним о находках волочил для протягивания про­волоки в Паасо и Ховинсаари). В фольклоре сохранилась информация, выраженная в поэтической форме, об «одея­ниях с медными краями», «медных платьях», «золотых накидках» и т. д.

По мнению Лехтосало-Хиландер, украшение женской одежды спиральками представляло собой общеевропей­скую моду, распространению которой не препятствовали ни языковые, ни племенные барьеры. Вместе с тем различ­ные народности по-своему применяли ее, поскольку жен­ский костюм развивался на основе этнических традиций[3].

Для реконструкции мужской одежды мы располагаем небольшим набором находок. Мужчины носили шерстяные или льняные рубахи, похожие на женские, скреплявшиеся у ворота маленькой застежкой. Кафтан шился из валяной шерсти и на груди украшался фибулой. Пояс был кожаным с железными или бронзовыми пряжками; к нему привеши­вались нож в чехле, огниво, брусок. Некоторые носили берестяные шейные ленты, обернутые тонкой тканью, с нашитыми золочеными серебряными пластинками и крестообразной подвеской в центре. По свидетель­ству этнографов, пояс с прикрепленным к нему огнивом, кремнем, трутом и ножом в ножнах имелся у каждого карельского крестьянина еще в недавнем прошлом.

Об обуви, женской и мужской, по археологическим материалам вообще нельзя составить представление, слиш­ком маленькие обрывки ее извлечены при раскопках.

Словом, специалистам предстоит еще большая работа по выяснению общих и особенных черт одежды в различ­ных районах Корельской земли, тем более что сама корела была далеко не однородной по составу.



[1] Lehtosalo Hilander Р L 1) Puna hame sinihuntu monien mahdolh suuksien mumaispuvut — Vakka nen, 1973 N 2, s 15-22, 2) Mui naispukuJemme korut — Kotise utu, 1979, N 5, s 255

[2] Тароева Р Ф Материальная культура карел М  Л , 1965, с 168-169

[3] Lehtosalo Hilander Р L Common characteristic features of dress expressions of kinship or cultural contacts — In Fenno ugri et slavi 1978 Helsinki, 1980, p 243-260

вернуться в начало главы вернуться в оглавление
 
Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум