ОТКРЫТИЯ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ XVIIIXIX ВВ. В КАРЕЛИИ (работы 2010–2011 гг.)

Вернуться в библиотеку

Шахнович М.М.

 

Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 6

Геоисторические и геоэтнокультурные образы и символы освоения арктического пространства. Архангельск, 2012. С. 145-150.

 

На территории Карелии известно небольшое число монументальных исторических объектов. В научных и популярных публикациях, в основном, представлены так называемые «пограничные камни», маркирующие российско-шведскую границу XVIIXVIII вв., и православные каменные кресты[1]. Выразительные памятники истории, они являются значимыми достопримечательностями края. Цель данной публикации – ввести в научный оборот новые артефакты, зафиксированные в 2010–2011 гг. археологической экспедицией Карельского государственного краеведческого музея на территории Республики Карелии. Это православная стела в Южном Беломорье и валун с выбитой мемориальной надписью в Южной Карелии. Особенно важно, что мы знаем точные даты их создания. По воле судьбы, они созданы в один день – 25 мая, но с промежутком в 108 лет. Оба памятника по своей уникальности для территории Карелии требуют незамедлительной постановки на государственную охрану.

Православная стела на Мальмострове.

Впервые поселение в низовьях р. Сумы упоминается в качестве вклада Марфы Борецкой Соловецкому монастырю во 2 половине XV в. В 1583 г. обителью здесь был построен знаменитый Сумской острог. Вплоть до конца ХХ в. Сумской Посад оставался крупным административным и хозяйственным центром на южном берегу Белого моря (современный Беломорский р-н РК).

Археологические изыскания в этом месте начали проводиться только в начале XXI в. На территории посёлка в 2000 г. А.М. Жульниковым было зафиксировано селище Нового времени – Сумпосад I. В 2007 г. в центральной части усадьбы посёлка Т.П. Амелина на огородах нашла 15 местонахождений керамики и различных железных предметов периода позднего Средневековья – Нового времени (Сумской Посад IXV)[2].

Краткая информация об интересующей нас гранитной стеле приводится в перечне археологических памятников Беломорья 2007 г.[3], но её явно не достаточно для создания представления об этом прекрасном памятнике. Иногда при описании подобного типа вертикально установленных каменных блоков используется термин «менгир»[4]. По нашему мнению, это некорректно, так как в археологической литературе данный термин несёт определённую культурную нагрузку и относится к кругу мегалитических памятников бронзового века на европейском побережье Атлантического океана.

Объект располагается в некотором отдалении от основного куста деревень в приустье реки – в 5,5 км к северо-западу от моста в поселке или в 2 км к северо-западу от устья, на мысу Мальмостров. Он находится на самом краю живописного скалистого берега на северо-западной оконечности мыса, на высоте около 2 м над уровнем моря и в 5 м от прибойной линии. Береговые скалы в этом месте круто обрываются в море. Камень хорошо заметен с воды и сразу привлекает внимание[5]. Ещё в конце ХХ в. на мысу стояли дома рыболовецкой бригады, производившей в начале мая лов сельди на добычливой тоне «Сумская губа». На гладких плоскостях скал различимы выбитые стандартные современные надписи 2 половины ХХ в. Среди них отметим «свежий» православный крест с датой «1972» к западу от стелы.

К счастью, стела не подверглась активному вандализму в период «богоборчества» и изображения не пострадали. По информации С.Ф. Кузнецова, в 80-е гг. ХХ в. один из рыбаков безрезультатно пытался опрокинуть стелу трактором, зацепив её стальным тросом. Возможно, «свежий» скол в западном нижнем углу камня – это след от святотатства.

Красного цвета камень неровно зажат в естественной расщелине в вертикальном положении с ощутимым наклоном к востоку. Он подпрямоугольный в сечении. Следы искусственной формовки и шлифовки на поверхности отсутствуют. Общая его высота – 2,6 м. Над поверхностью скалы он выступает на 1,97 м. Ширина в основании – 0,45 м, вверху – 0,65 м, в середине – 0,75 м, толщина вверху – 0,3 м. Хорошо различимые выбивки сделаны железным предметом: с южной стороны – глубиной до 1 см и шириной – 1–1,3 см, с северной – 0,5 и 0,8 см.

При создании изображения соблюдены основные православные каноны и общепринятые для Беломорья пропорции показа Распятия. На северной лицевой плоскости, симметрично длинной оси нанесено изображение восьмиконечного Креста Господня с косой нижней и прямой верхней перекладинами. Он расположен на Голгофе усложнённой формы – на трёх-четырёх ступенчатом подножии (голбец). Максимальные размеры Распятия – высота 1,15 м без Голгофы и 1,41 м – общая, ширина – 0,47 м. Набор канонических надписей, изображённых на Распятии, минимальный. В оглавии креста просматриваются буквы «ЦI» (Царь Иудейский). На концах лопастей верхней короткой перекладины выбиты буквы «Ц» и «С» (Царь Славы), на средней – монограммы «ИС» и «ХС», на нижней (подножии) – «Н» и «И» (Ника). Отсутствуют обязательные знаки сокращения – титлы, которые ставились над словами сакральной сферы, обозначающими священные, почитаемые предметы[6]. В нижней части Распятия нанесены аббревиатуры «МЛ» (Место Лобно) и «РБ» (Рай Бысть). С двух сторон креста от нижней перекладины к средней под наклоном нарисованы Орудия Страстей Христовых – копие и трость с губкой на верхнем конце и рядом буквы «К» и «Т». Посредине Голгофы схематично изображена глава Адамова и с двух сторон буквы «Г» и «А».  Ниже них – «Г» и «Г» (гора Голгофа). С южной задней стороны камня читается надпись в две строки «мая25д 1760 Год мана»[7]. (рис. 1)

Скорее всего, надписи на обоих плоскостях стелы не одновременны. Они выбиты разным инструментом, и можно отметить разную стилистику начертания букв. Не исключено, что изображение Распятия сначала было нанесено на лежащий камень, до его закрепления в расщелине, и только после установки сделана надпись на оборотной стороне. Неровное расположение камня создает эффект некоторой небрежности.

Красный цвет выбранного камня, на наш взгляд, является не случайным. Использование на Русском Севере при раскрашивании обетных и могильных крестов различных оттенков красного цвета, иногда на общем жёлтом фоне, соответствует православной традиции цветовой символики, применяемой от раннего средневековья до «позднего» времени. Считается, что красный – это цвет Воскресения[8].

По традиционной иконографии стела сходна с памятными и обетными деревянными крестами XVIIIXIX вв., ранее широко распространёнными в Беломорье[9]. Количество описанных монументальных каменных крестов в Карелии и в Архангельской области небольшое[10]. На Русском Севере памятники православной культуры подобные описанной стеле с распятием на Мальмострове нам не известны. Трудно сказать, была ли по своему назначению стела обетной, поминальной или памятной, но христианская святыня, осенявшая тоню делала это место святым и безопасным для человека. По р. Суме проходил путь паломников от Онежского озера к Соловецкому монастырю, и монументальная береговая стела, наряду с многочисленными традиционными памятными крестами из дерева, занимала важное место в сакральной топографии этого микрорегиона.

Мемориальный камень в д. Сямозеро.

В 8 км к северо-западу от п. Эссойла Пряжинского района был зарегистрирован интересный исторический объект – валун с памятной надписью середины XIX в.[11] Некоторые старожилы Сямозерья и раньше знали о его существовании, но мы не располагаем информацией о нём в каких-либо печатных работах, в частности, в двух недавних изданиях, посвященных истории и культуре этого края[12].

Камень находится на песчаном холме в непосредственной близости к шоссе Суоярви – Петрозаводск – в 40 м к северу от края дорожной обочины. Только чудом он не был уничтожен при реконструкции и значительном расширении трассы автодороги в 2000-х гг. Нужно отметить, что в 0,15 км к западу от валуна проходит заброшенная дорога, ведущая к д. Сямозеро. Возможно, это остатки старинного тракта, соединявшего Пряжу и Сямозеро.

Местность в этой части Сямозерской долины, сформировавшаяся в период позднеледниковья наносными песчаными грунтами, не изобилует крупными камнями на поверхности. Гранитный валун пирамидальной формы выразительно располагается в одиночестве на южном склоне холма, поросшего смешанным лесом. Высота камня с юга – 2,6 м, с севера – 2,15 м. Из его четырёх сторон для размещения надписи избрана западная плоскость, наверно, из-за её бОльшей естественной гладкости. Наклон этой стороны валуна – около 500, ширина – 3,2 м. Отметим, что на валуне только сторона с надписью не имеет мха на поверхности. Возможно, он был удалён при расчистке текста. Какие-либо попытки абразивного заглаживания поверхности камня и поздние повреждения не отмечены.

Надпись просматривается только при косом освещении. Выбивка производилась железным орудием. Глубина выбивок – 2–3 мм, ширина – 8 мм. Высота нижней части текста над землёй – 0,6 м. Максимальные размеры текста – 1,1 м по вертикали и 1,7 м по горизонтали. (рис. 2)

Выбивка на валуне изначально задумывалась как декоративная. Шесть строк примерно симметрично уравновешены относительно вертикальной и горизонтальных осей надписи и нанесены с учётом размеров плоскости камня. Каждая строка начинается с заглавной буквы, преднамеренно имеющей бОльшую высоту (13–15 см), чем строчные (6–8 см). Прописные и некоторые строчные буквы («б», «ъ», «ц») красиво выписаны по правилам каллиграфии XVIII – 1 половины XIX в.

При предварительном визуальном осмотре надписи удалось прочесть большую часть текста: «Сей камень сеюбтывъОлон… губВгод Уроженцемъ деркяргялы МирНикь мирновъ 1825/568 г». Не исключено, что некоторые буквы нами были неверно истолкованы, и надо признать, что пока некоторые слова остаются непонятными и требуется дополнительное исследование.

Автор и, вероятно, исполнитель надписи был местным уроженцем, грамотным человеком, хорошо знакомым с правилами правописания. Что побудило его выбить данный текст, во многом остаётся загадкой. Однако, очень соблазнительно связать данную надпись с интересным и незаурядным уроженцем д. Кяргала Смирновым Мироном Николаевичем (1820–1895 гг.)[13]. Известный предприниматель, щедрый благотворитель, активный краевед, он сотрудничал с Русским географическим обществом и Олонецким музеем, писал в губернскую газету небольшие, но интересные и важные статьи и очерки по географии, этнографии и истории Карелии. М.Н. Смирнов опубликовал свою биографию, из которой хорошо видно, что по политическим взглядам он был монархистом и патриотом своего края[14]. Известны два его публичных обращения с искренним «выражением народных верноподданических чувств» по поводу неудачных покушений террористов на царя-реформатора Александра II[15]. Второе нападение, произведённое в Париже А.И. Березовским, произошло 25 мая 1867 года. С большой степенью уверенности можно предположить, что памятная надпись сделана в годовщину этого события. Тем более, что в мае 1868 г. М.Н. Смирнов, постоянно проживавший в Финляндии, находился на родине[16].

По информации местных жителей в юго-восточном Сямозерье известно ещё два подобных камня с надписями.


[1] Рюткеля Х. История появления общей границы между Финляндией и Россией // ВККМ. Вып. 4. Петрозаводск, 2002. С. 134143; Шахнович М.М. Каменные кресты Карелии // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. № 5 (110). Петрозаводск, 2010. С. 27–35.

[2] Амелина Т.П. Из истории средневековых поселений Беломорья // Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря. Петрозаводск, 2007. С. 74–75.

[3] Косменко М.Г. Каталог археологических памятников приморской зоны южного и западного Беломорья // Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря. Петрозаводск, 2007. С. 84.

[4] Косменко М.Г. Экологическая и культурная адаптация охотников-рыболовов бронзового, железного веков и морских промысловиков эпохи Средневековья в Карелии // Адаптация культуры населения Карелии к особенностям местной природной среды периодов мезолита – Средневековья. Петрозаводск, 2009. С. 164.

[5] Автор выражает признательность за помощь в работе экспедиции КГКМ Сергею и Валентине Кузнецовым.

[6] Плетнёва А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. М., 2001. С. 36.

[7] Прорисовки делались по результатам визуального и тактильного обследования.

[8] Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 37, 107; Пермиловская А.Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск, 2010. С. 307.

[9] Овсянников О.В., Чукова Т.А. Северные каменные и деревянные кресты XVIIIXIX вв. // Археология и история Пскова и Псковской земли. ТД НПК. Псков, 1990. С. 83–85; Овсянников О.В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982–1984 гг. // КСИА. Вып. 200. 1990; Овсянников О.В., Чукова Т.А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество древних славян. Л., 1990. С. 52–55.

[10] Овсянников О.В. Каменные кресты Архангельского Поморья // Памятники Средневековой культуры. Открытия и версии. СПб. 1994. С. 171–182; Буров В.А. Путешествие каменного «келейного креста» преподобного Савватия // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Вып. 5. Архангельск, 2006. С. 66–70; Шахнович М.М. Каменные кресты Карелии С. 27–35.

[11] В КГКМ об этой находке сообщила Ксения Анатольевна Ярош.

[12] Сямозерские чтения (доклады, материалы). Петрозаводск, 2006; История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008.

[13] Пашков А.М. Мирон Смирнов – карельский предприниматель и краевед второй половины XIX века // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 679–708.

[14] Смирнов М.Н. Голос карела. СПб., 1890.

[15] Пашков А.М. Мирон Смирнов … С. 687–688.

[16] Там же. С. 700.

 

В начало страницы

Вернуться в библиотеку