СКАЗАНИЕ КРАТКОЕ

о создании пречестной обители Боголепиого Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме; а также повесть о преподобных отцах Сергии и Германе, зачинателях той обители, и о перенесении святых мощей их.

Благослови, Отче.

Вернуться обратно

Предлагаемый вниманию читателей текст является переводом на современный русский язык неизвестного ранее произведения древнерусской литературы.

Подлинник этого сочинения хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в собрании Д. В. Разумовского, № 73 (сборник), л. 87—108 об.

По характеру почерка и водяным знакам на бумаге эти листы датируются 60—70-ми годами XVI в. 

Научная публикация древнерусского текста готовится к изданию в «Трудах Отдела древнерусской литературы» Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, Л., т. 47.

Вступление, перевод, публикация и комментарии Н. А. ОХОТИНОЙ

Творец и владыка всего сущего, кото­рого не объявлены пути и неиз­вестны решения, который есть мера и определение всему сущему в стремлении к праведности, — всем подает неоскудеваю­щей рукой свои благодатные дары, и сохра­няет каждого, и воздаст по достоинству его. Он, который от одного отца создал все народы, рассеял их по всему лицу земли и установил предел числу народов по числу ангелов Божиих,— имея обо всех человеко­любивое попечение. Одних он поселил в теплых странах и возвеселил сладостью бла­говонных ароматов, украсил золотом и дра­гоценными многоцветными камнями. Иных на плодоносных землях жительствовать уч­редил и обогатил их веселящими садами. Иных по пустым местам рассеял, даровав им пропитание от большого множества скота. Других же у многих вод и в великих ле­сах поселил, и обогатил их рыбой, и одарил их мехами красивейших зверей, — да хва­лит каждый народ свою страну и, привя­занный к своему отечеству родственной сер­дечной любовью, восхваляет подателя такой благодати; и пусть угощение от плодов своей земли с любовью и братолюбием посылают друг другу на удивление в честь Бога, все это сотворившего.

Некоторые же, насытившись от благ его, изменили вышнему Богу, оказавшему им по­честь, — на бездушных тварей славу нетлен­ного Бога возложили; у камней, и у вод, и у лесов богатство прося и им почести воз­давая, обольщенные мерзким и вселукавым дьяволом.

Так, был здесь народ чудский, который живет выше Руси вдоль Немецкого Свизского моря[1] — начиная от Ливонской земли[2] и до самого Каргополя; а в сторону Не­мецкой земли[3] — до полноводной и великой реки[4], о которой говорят, что она имеет ширину 60 верст и течет от Каенской губы[5] в Свизское море. Тот же чудский народ на превеликих сладких водах в вели­чайших лесах живет, имеет изобилие рыбы и богат мехами красивейших зверей, но еще Творца своего и Владыки не познал, а был обладаем нечистыми бесами. Таким он был народом великим и многолюдным, но за их колдовское бесослужительное мерз­кое волхвование мудростью и властью Божьей силы было сотворено, что подчинили их два народа — русь и немцы. Такую чуд­ский народ получил выгоду с бесовской помощью, что всеми стал называться «волх­вами проклятыми»[6].

Говорится же в рассказах старцев, что в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати — Андрей[7], брат Петров, — среди нашего русского на­рода был и в преименитом Великом Новго­роде слово Божие проповедовал. И про­плывая Невским[8] огромнейшим озером, об­ратив взор к северу на Карельские земли, сказал так: «Как новые хананеи, без­божные народы волхвов живут там, но в бу­дущем два светила просветятся среди них». Эти слова, как говорят, прорек апостол Христов о пречестных и великих обителях Валааме и Коневце[9]. Поскольку оба эти монастыря на том великом Невском озере на островах построены в земле Карель­ской и просияли добродетелями постничест­ва, как сейчас всем известно, — по проро­честву святого Христова апостола Андрея. Ныне же всю землю ту просветил Бог святым крещением.

Огромнейшее же это Невское озеро в длину имеет размер 300 верст. Поперек же то озеро — от величайшей реки Свири до града Орехова[10], откуда течет великая река Нева в Белое море (его же называют также Свизским морем — по имени лежа­щей вокруг него земли Свии)[11], — да как я уже говорил, в ширину же то озеро между вышеназванных рек — 100 верст. Северная же глубочайшая часть того озера по удивительной великой Божьей мудрости Создателя ограждена каменными высочай­шими горами, как стенами, чтобы чинным шествием сбегали вниз воды — все их установленное множество. Южные же мел­кие берега того озера ограждены песком. Наполняется же столь великое озеро 140 реками и тысячью ручьями. Онежское же великое озеро, которое в длину 300 верст имеет, в это великое Невское озеро через великую реку Свирь впадает. Так же и ильменские воды Волховом в то озеро втекают. С севера же в то озеро входят рекою Узярвою[12] воды Немецких стран. По своей же величине и глубине это озеро подобно морю; вода же в нем сладкая и здоровая; и живет в нем неисчислимое множество рыбы, а также и зверей.

У северного же края того озера в земле Карельской — большой остров, называемый Валаам, о нем же нам сейчас и рассказ предстоит. Этот остров расстояние имеет от северных берегов — 30 верст, а от востока и от запада — по 40 верст. Ве­ликий же этот остров Валаам сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и вы­соким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчислен­ные; окружность же его расстоянием 30 верст. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки — так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чу­десные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие. Между собой они настолько часты, что на одну версту их приходится 20 и больше; удиви­тельно лежащие — как хлеба.

Искони же на том острове жила бесослужительная Корела, и она первая назва­ла тот остров «Валаам». Кто же не уди­вится великой Божьей премудрости — от­куда было дано тем диким людям назва­ние из древнего персидского языка: ведь на­звали они остров тот Валаам, хотя в их языке вовсе нет такого слова. Но тот, кто всему Творец и Владыка, знающий все прежде бытия, — их языческими устами изволение своей славы за много лет зара­нее проявил. Поскольку хотел Он в том месте святилище своему великому пресветлому имени создать ради всех хотящих спастись, то такое название их языку дал, чтобы называли то место Валаам в честь древнего мага и прорицателя Валаама: как его речь невольно обратилась на благословление древнему Израилю[13], чтобы так и здесь было, когда жила на том острове упоминавшаяся выше одержимая бесами Корела, занимающаяся языческим волхвованием.

Безмерно же и бесконечно неисчисли­мое милосердное человеколюбие Бога, ко­торый всегда хочет, чтобы все люди спас­лись и обрели разум истинный. И совер­шая по пророчеству своего апостола, устремил на подвиг неких святоученых свя­щенных иноков из Великого Новгорода. Один же из них — по имени Ефрем, который после построил монастырь на Перековском острове на великом озере Иль­мень,[14] и собрал во Святом Духе христоподобное братство, и своим величайшим трудом зримую награду на пользу нам при­обрел. Его же священное и трудолюбивое тело возлюбленный им Христос нетленным сохранил — всеми оно видимо до сих пор. И светлая его память с похвалою совер­шается и не кончается из рода в род. И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священный инок премудрый Сер­гий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят. И находят некий остров с восточной стороны от боль­шого того острова — прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою бо­лее 50 сажен, из единого камня состоя­щий и только один подъем имеющий на­верх. Верх же того острова гладкий и неизреченной красотою сияющий. Место же это круглое, величиной как будто бы сажен 50, искусно и предивно сотворено Созда­телем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная[15].

Так преподобный Ефрем со спутниками приходят к тому малому и высокому остро­ву и здесь полагают начало: водружают царское знамение — Животворящий Крест[16] и поставляют церковь во имя преславного Боголепного святого Преображения Госпо­да Бога Спаса нашего Иисуса Христа; и с помощью всемогущего Бога братия умно­жаться числом начинает. Для своих же нужд и на других островах свои огороды садили.

Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, на­сылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости. Вышеименованный же зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать; и многие годы там прожив, к Господу отошел. Вы­шеназванный же Сергий, видя помощь Божию в изобиловании благ умножившегося вокруг него во Христе братства, которое уже не умещалось на тесном месте, — по этой причине преподобный Сергий к боль­шому делу приступает, заботясь об устрой­стве монастырском и имея большое попе­чение о просвещении той живущей во тьме заблудшей чуди: к архиепископу Великого Новгорода приходит и возвещает о той по­читающей бесов чуди карельской; и о многотрудном начале создания монастыря Ефремом по порядку повествует, чтобы зна­ли о нем. Архиепископ же, услышав это, был очень рад, так как понял, что вспомнил Бог свое заблудшее создание и хочет по­гибших спасти, раз подвигнул на такую великую службу своих избранных рабов. Посылает он скоро к посадникам, и к тысяцким, и к правителям города, чтобы они дело это по Господней воле устроили. Тогда украшал престол великой Премудрости Божьего Слова Софии[17] Иоанн достопа­мятный[18], который был возведен на великий престол Великого Новгорода в 6896 (1388) году и двадцать семь лет Церковью Божией управлял. Правители же города, при­лежно повинуясь словам архиепископа — Бог им помощь оказывал, — быстро отря­дили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а жи­вущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение мона­стыря; также и правители города и христо­любивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобно­го Сергия с вышеназванными посланни­ками. Святой же, направляемый вседетельным Богом, спокойно и быстро глубины того великого озера переплыл и к великому острову Валааму пришел. Посланники же приказанное им архиепископом и посадни­ками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены — ру­кою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из  благоговейных  иноков от смер­тельных ран скончались.

Итак, после той преславной победы пре­подобный Сергий место для монастыря по воле Божьей избрал — весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань, в которой многотысячное число кораблей могло бы укрыться от ярости свирепых волн. И воздвигает по благословению святейшего архиепископа церковь во имя боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, и собирает духовное во Христе братство. И так, с помощью Христо­вой, братия стала многочисленной и обла­дала неоскудевающим обильным множест­вом всего потребного. Также, расчистив место от стоящего леса, большую и весьма красивую и высокую церковь (о которой раньше говорилось) ставит и строит при­делы во имя великого Богослова и Еван­гелиста Иоанна и предивного Чудотворца Николы. Потом и другую церковь возд­вигает во имя Рождества во плоти Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа с тра­пезою, весьма чудную и преславную; и мо­настырь крестообразно четырьмя стенами оградил — с востока и юга, с запада и севера. Большие же ворота в южной стене сделал — там, где им и подобает быть. Проход же к монастырю тому от се­верной стороны к югу — справа от мо­настыря. А та большая искусная и высо­кая церковь поставлена посреди мона­стыря на равном расстоянии со всех сто­рон, возвышаясь, как древняя куща между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты[19].

И изложил (Сергий.— Н. О.) закон мо­настырский[20] в соответствии со священны­ми догматами о том, чтобы лишь самое необходимое на потребу человеческого есте­ства иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам. Еду есть самую простую — какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приго­товленные, — такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточ­ным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только са­мый простой квас — и для своих, и для приходящих. В праздники никогда же не просить дополнительных блюд или лучшего кваса, но предаваться духовному веселью, во Святом Духе, когда совершенно отсечено плотское веселье и чревоугодие. Одежда же иноческая не должна ни большой цены стоить, ни на вид быть красивой; но в ино­ческом образе служащая только для того, чтобы прикрыться; также и простейшая шуба и сермяга, как у слуг; а иметь что-то другое — только на будущее стра­дание послужит; лишних же и очень дорогих одежд вовсе не иметь. Бездельничающих же и важничающих слуг ни в коем случае не держать, но всем общие труды и дела на пользу монастырю совершать — и ино­кам, и слугам. И иметь нарядника — од­ного старца из братии: ему во всех тру­дах и делах повиноваться, что он ни по­велит. Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем рав­ная — от последних до первых по званию. Единая еда (рыбная и другая), единый квас и единая одежда — начиная от игумена и кончая последним послушником или пасту­хом — всем дается благое равенство во Христе. Повелено также непокорных нару­шителей порядка никоим образом не мучить; а подав такому хлеба для его целомудрия, высылать из монастыря, чтобы другие ему не подражали, ибо сказано, что «малая закваска квасит все тесто». Это его свя­щенное законоположение и до сих пор в це­лости соблюдается, хотя по их молитвам и преумножил Господь своими благами то место. Совершенно запретил просить у по­стригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою жела­ет приобрести ангельскую святую жизнь, — хоть бы и из простых людей был. И по их молитвам более 100 братьев обретается ныне в их святой обители, такой святою жизнью живущих.

Мы же опять возвратимся к рассказы­ваемой повести о преподобном Сергии. По­том же творец греха — лукавый дьявол — находит некоторых из иноков, разумом не­крепких, и подбивает их на вражду со святым и великим игуменом Сергием. Видя же это дьявольское войско, преподобный почувствовал волнение монахов и, по Гос­поднему слову, допустив место гневу, отре­кается от игуменского сана и в глубочай­шую пустынь на том большом острове уходит. И там подражает жизни Иоанна Предтечи и Илии, обитая среди диких зве­рей и беседуя беспрестанными молитвами с единым Богом. Ненасытный же дьявол, всегда терпящий от Сергия оскорбления, недоволен был первой смутой, но старался выгнать святого из того жилища, которое раньше ему (дьяволу) принадлежало. Хотя и лишен дьявол был уже свободного по­селения, — но держа еще более сильный гнев на преподобного, дьявол, который начал изгонять его, напускает на преподобного своим злокозненством и колдовским оскор­блением вторую брань, чтобы выгнать свято­го с острова принуждением и бесчестием.

Преподобный же Сергий в преименитый Великий Новгород пришел в монастырь святого великого Богослова и Евангелиста Иоанна[21], безмолвно заканчивая свою мно­голетнюю и многотрудную жизнь, ожидая желанного и милого сердцу переселения на небеса. И, живя здесь, трудился, пере­писывая священные святые книги на про­свещение верным; и было его трудолюбивое писание весьма хорошим из-за хранящейся в нем глубины божественной философии. И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и называют их «Сергиев перевод»[22]. И так прожив несколько лет в почтенной старости, отошел к Госпо­ду. Святое же его и многопретерпевшее тело похоронено было в том монастыре у церковных стен святого Богослова.

В вышеназванном же Валаамском мона­стыре после преподобного игумена Сергия игуменом стал приснопамятный Герман, ко­торый, имея священнический чин, во всех первых трудах был вместе с цреподобным Сергием. Тот великий Герман прилежно пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколь­ко позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в много­летних сединах, при своей пастве в создан­ном ими монастыре; тут же и погребен был[23].

По прошествии же многих лет (от создания монастыря примерно через 100 с небольшим) человеколюбивый Бог попустил свое наказание за умножение грехов, чтобы люди, вспомнив о своих беззакониях, очистились. Поэтому за грехи наши был в том монастыре пожар, в котором сгорели обе церкви, и имущество, и весь монастырь. Гроб же блаженного Германа находился под церковью и был сохранен Христом в целости от страшной ярости огня. Святое же его священное тело сохранилось нетленным: так как каменистое место было трудно копать, то он был положен поверх земли. После этого его святое нетленное тело было по­ложено в большой церкви у всех на виду, на поклонение верным. Более 40 лет находил­ся здесь в церкви преподобный Герман, покуда не принесли мощи святого Сергия из Великого Новгорода[24], и тогда обоих вместе положили за алтарем большой церкви около святого жертвенника, где и до сих пор всеми видима их святая чудотворная рака.

Многие же замечательные чудеса пока­зал Бог через своих угодников Сергия и Германа. Хотя тела их были положены на большом расстоянии друг от друга, но после соединились вместе в одной Христовой оби­тели. Еще прежде вышеназванного пожара являлись они некоторым достойным инокам и, показывая любовное попечение о своем монастыре, обращали других к покаянию и побуждали к молитве, чтобы все смогли молиться Царю и Владыке о миновании его праведного гнева, — так они много раз по­казывали свое неотступное попечение о том месте. Многочисленные же их чудотворения невозможно описать словами, ибо велико число тех случаев, когда они быстро ока­зывали помощь просящим; вся северная страна дивится их чудесам и ярко ими оза­ряется.

Есть три великих преславных монасты­ря, основанных от того великого Валаам­ского монастыря. Первый — это Савватий[25], пришедший из Кириллова монастыря с Белаозера и живший в превеликом Ва­лаамском монастыре и благословленный живущим здесь игуменом, — был первоначальником жительства на Соловецком ост­рове. Второй же — Александр[26], который создал обитель живоначальной Троицы на великой реке Свири и просиял в удивитель­ных чудесах так, что не выразишь слова­ми. И этот великий святой чудотворец Александр был пострижен в том пресветлом Валаамском монастыре и бывшим там игуменом благословлен на создание монастыря. Третий же — Савва[27], который построил чудесную и духовную пустынь во имя пресвятой Животворящей Троицы на Сеннянском острове, а в ее устроении ему помогал христоименитый государь великий князь Иван Иванович, брат великого князя всея Руси Василия Ивановича[28]. И это ду­ховное семя тех великих трудолюбивых под­вижников укоренилось на той плодоносной благой земле, и вырос преславный урожай­ный плод, украшенный чудесными духовны­ми цветами — постническими добродетеля­ми — на радость Небесному Царству и на пользу земным людям, хотящим спастись.

И были в этой преславной великой Валаамской обители великие иноки, сияю­щие постническими подвигами, любящие пу­стынническую многотрудную жизнь. Среди них был некий инок по имени Харитон, ко­торый вместе со своим спостником, братом во Христе, жил в дальней пустыни на том острове. Этот вышеназванный Харитон со своим товарищем ничего не брали для своей нужды из монастырского имущест­ва — даже хлеба; но и зимний мороз претерпевали в худых рубищах и своими руками копали мотыгой ту жесточайшую каменистую землю; не отягощали данный человеку на службу скот, а сами в поту возделывали пахотные нивы и от того хлеб свой ели — Христос им в этом помогал И с такой нивы, возделываемой руками, приносили в монастырь из своего годового пропитания по пяти и больше мер жита. И от таких своих тяжелых трудов щедро подавали приходящим к ним убогим. Так­же и другие пустынники предавались вели­кой суровой жизни, подобно первым вели­ким отцам. Проживающие же в монастыре жили по священному уставу постнического закона, прочно соблюдая в любви Христо­вой соборные и келейные правила. О их трудолюбивой великой святой жизни свиде­тельствует житие святого...[29]

Многие же удивительные чудеса и про­рицания тех великих приснопамятных от­цов невозможно передать словами из-за без­мерности и бесчисленного множества исто­рий. А если кто-нибудь из трудолюбивых людей пожелает услышать о равноангельской во Христе чудесной жизни тех прежде живших святых отцов, пускай сам достигнет того святожительного чудесного острова и того преславного монастыря и подвижется, и сам услышит от живущих здесь иноков. И, услышав, еще сильнее удивится преве­ликой Божьей премудрости: как те, кто сначала были служителями бесов, оставили свое языческое волхвование и стали с го­рячей любовью усердно соблюдать постни­ческие правила. Другие же во врожден­ной от Христа незлобивой простоте и кото­рых нельзя склонить ко злу, живут ра­достно по заповедям Господним, как ново­рожденные младенцы, пьющие настоящее молоко, ни в чем другом не упражняю­щиеся, кроме беспрестанной молитвы, — не умолкая ни днем, ни ночью; и повинуются бодрому духу, отвергнув необходимый те­лу покой; и службы монастырские от про­стоты сердца всей душой с любовью со­вершали; делая это не только на глазах у других, угождая людям, но как будто самому Христу служили от всей души с лю­бовью. Вот такова была жизнь тех первых великих отцов в том монастыре. Таково то плодовитое семя великого Сергия и вместе с ним страдавшего преславного Германа, что даже и до сих пор живущие здесь сейчас священные иноки ревностно подражают своим первым отцам, соревнуясь друг с дру­гом в добродетелях, — на этом пути Христос им помогает.

Также хочу рассказать о большом и преславном чуде перенесения их святых мощей. Напомню об этом коротким повествованием, так как было это в наши дни и всем хорошо известно. Игумен той честной и преславной святой великой обители Ва­лаамского монастыря Пимин[30], который по святительскому призванию избран на спасе­ние живущим здесь во Христе инокам, — я думаю — Богом был предназначен на со­вершение того преславного и богоугодного дела. Этот вышеназванный великий разумом игумен Пимин, освященный духовною бла­годатью, принял в сердце благое решение принести из Великого Новгорода вышеназ­ванного основателя того монастыря пре­подобного игумена Сергия (его святые мо­щи) в созданную им Валаамскую обитель и положить вместе в одну раку святые мощи обоих — с жившим с ним и любимым им Германом, который после него был тут игуменом, чтобы посрамить ту давнюю со­зданную бесом вражду, которую воздвига­ли на преподобного Сергия некоторые лег­коумные чернецы, и умолить святого велики­ми слезами. Ведь он сам много раз по­казал в явлениях свое христоподобное незлобие, не ругая их за согрешение, но показывая большое сердечное попечение о своих чадах и о том требующем большого труда месте. На это кроткое беззлобие святого отца надеялся вышеназванный Пи­мин, еще же и святыми был вдохновляем, чтобы были положены его святые трудолю­бивые мощи в его собственном монастыре. Ведь сам он духом никогда не отступался от этого места своих трудов, но, молясь Владыке Христу, был всегда вместе со свои­ми чадами.

Вышеназванный же чудесный игумен Пи­мин начинает это важное и великое дело: молит святейшего архиепископа Феодосия[31], чтобы, отыскав святые мощи преподобного Сергия, отнести их в его монастырь на Валаам. Услышав же это, архиепископ подивился величию дела и пожеланию мужа и тому, что никто прежде этого не делал; и понял, что игумен начинает такое важ­нейшее дело не по своей воле, но Бог того хочет — чтобы добродетели препо­добного стали явны людям; и сам святой желает быть положенным в созданном им монастыре. Архиепископ же не осмелился сделать это сам, но написал преосвящен­ному и великому митрополиту и всему свя­тому собору и послал туда вышеназван­ного игумена Пимина. Тогда же на вели­чайшем пресветлом престоле великой митро­полии русской сиял чудесный своими добро­детелями Макарий, который прежде многие годы был архиепископом преименитого Новгорода[32]. Пимин же предается тому вели­кому подвигу, поспешаемый молитвами свя­того, и достигает пресветлого царствую­щего великого града Москвы и обращается с молением к преосвященному святому мит­рополиту. Тот же великий и чудесный добродетелями муж понял своим духом: не сам по себе игумен осмелился на такую вещь, но поощряемый святым преподобным Сергием. По совету светлейшего христоименитого царя Иоанна[33] тот преосвященный митрополит пишет архиепископу собор­ное писание, чтобы отпустить мощи пре­подобного — с честью, которой они до­стойны, — в созданную им обитель. Игу­мен же Пимин, достигнув успеха в том святом деле, которого желал, воздав долж­ную хвалу и благодарение всемогущему Владыке и его угоднику, достигает Вели­кого Новгорода и вручает святейшему ар­хиепископу ту соборную грамоту святого преосвященного великого митрополита.

Архиепископ же скоро посылает свя­щенников и всех клирошан великой церкви Премудрости Божией Софии в мо­настырь святого великого Богослова и Еван­гелиста Иоанна, чтобы, откопав и запеча­тав святые мощи, отдали их с почестями игумену. Там же в церковной стене было искусно написанное красками изображение святого преподобного игумена Сергия, осно­вателя Валаамского монастыря. Известно было о его в Боге добродетельной жизни и чудесах от некоего бывшего там много­летнего старца, показавшего, что в ногах у гроба преподобного выросло огромное де­рево тополь[34]. Чудесный же тот игумен Пимин от великой любви к святому сам начинает трудиться — рыть землю — и находит плиту из белого камня, подгнив­шую за долгие годы. Также откопали сам тот святой гроб и нашли святые его мощи целыми. Радостью исполнившись, вознесли благодарственные песнопения Христу Богу и угоднику его и, запечатав гроб тремя печатями и пев над преподобным свя­щенные песнопения, с большими почестями проводили до насада.[35]

И так отправился святой к своему лю­бимому и многотрудному месту. Так как человеколюбец Бог послал благоприятные ветры, помогая своему угоднику, то вели­кую реку Волхов они скоро прошли, также и глубину Невского озера быстро про­плыли и достигли пречестной обители пре­святой преславной Владычицы нашей Бого­родицы и приснодевы Марии, честного ее Рождества — Коневского монастыря. Слу­чилось же при этом чудо преславное: за­хотел игумен Пимин поскорее дойти при благоприятном ветре до своего монастыря и миновать монастырь святой Богородицы Коневской и великого основателя того мо­настыря святого Арсения. Когда же он при­казал кормчему миновать тот монастырский остров, то поднялся встречный ветер и стал против их воли относить насад порывами назад. Тот же игумен Пимин вспомнил, что оба святых основателя — валаамский Сергий и коневский Арсений — когда во плоти жили, имели между собой совершен­ную Христову любовь, поскольку оба жили в одни и те же годы[36]. Вспомнив же об этом, игумен понял, что великий Сергий хо­чет побывать у своего друга и брата во Христе, и приказал поворотить насад к монастырю. Игумен же того монастыря, услышав, что мощи святого по своей воле к ним идут, сам со всей братией устроил преподобному встречу в священных ризах, с кадилами и песнопениями. И с вели­кими почестями мощи святого в монастырь внесли, и там он всю ночь покоился.

Наутро же молитвами святого ветер опять благоприятен стал, и так игумен Пимин вместе со святым своим путем отпра­вились. И с этим данным им попутным ветром скоро пришли к пристани того великого Валаамского острова, настав­ляемые молитвами святого Сергия. В мо­настыре же повелели, чтобы священники в священных одеждах, с крестами, кадила­ми и со свечами и вся братия утром к встрече святого были бы готовы.

Той же ночью случилось на обычной своей молитве бдеть некоему благоговей­ному иноку того монастыря, сияющему постническими трудами. И едва приподняв­шись с молитвы, он как будто ослеп. И видит: в пристани того острова, где свя­той Сергий стоял, — полные здания и берег священнолепных иноков и знатных бояр, стоящих со множеством свечей и ликующих с радостью. Здание же полно свя­щенных священников в святых ризах, а между ними — прекрасные юноши с жез­лами в руках, освященные вышнею славою. В здании же том огромное множество свечей, сияющих неизреченным светом; ис­ходит непонятное благоухание, как из обла­ка, наполняющееся сладким и неописуемым запахом. Он же, видя это, был охвачен страхом и недоумением, не смея спросить, кто они. И насилу спросил с боязнью одного из последних здесь, говоря: «Кто они, Господи мой, ибо нет на земле подоб­ных?» Он же ответил ему, сказав, что пришел жить в свой монастырь зачинатель валаамский игумен Сергий из Великого Новгорода; а встречает Сергия его спостник и сопрестольник игумен той же обители Герман и остальные с ним. Услышав это, тот инок тотчас проснулся и увидел, что он в своей келье и стоит на обычной молитве. Об этом — все, мы же возвра­тимся к рассказываемой повести.

Наутро же священники и вся братия с животворящими крестами, святыми икона­ми, кадилами и свечами приготовились к встрече святого. И сам игумен Пимин с бывшими с ним священниками, облачась в священные ризы, со свечами и благовон­ными кадилами идя святым шествием вдоль пристани, достигает берега. Поднимают на плечи священный гроб преподобного и с большой честью относят с радостными ду­ховными песнопениями в монастырь. Неко­торые же духовные иноки от радости испускали громкие вопли со слезами, прося прощения у преподобного за то, что отцы их по неведению сотворили злой умысел на святого. И его славное принесение с таким громким пением совершалось, что заглуша­ло плачевные голоса поющих псалмы и каменносердных обращало к милосердному плачу. Принеся святые его мощи, положили их в большой церкви Боголепного преславного Преображения Бога нашего Спаса Иисуса Христа. Взяв также и приснопа­мятного Германа, вместе обоих положили и совершали над ними по священному уставу священные святые песнопения. Приходящие же братья целовали их святые мощи, а игумен Пимин, как у живых, просил про­щения от имени всей братии, говоря свя­тому: «Прости, святой отец, прости, не вспоминай грехи их отцов, так как по не­ведению согрешили против тебя, ибо нет че­ловека, который бы не согрешил. Но ты, будучи сыном Вышнего, уподобься ми­лостью Отцу своему и Владыке — прости им их вину. Пребывай с нами, так как на тебя уповаем, ты — наш ходатай и за­ступник». Так игумен ручался за каждого брата, обливаясь слезами. Также и вся бра­тия целовала преподобного и просила про­щение.

Завершив же священные песнопения, от­несли их мощи на уготованное для них место: положили в одном месте — за ал­тарем большой церкви около святого жерт­венника — и с честью украсили гроб па­волокою. И в тот день совершили духов­ное празднество в честь святых и препо­добных отцов Сергия и Германа. Совер­шается же память их славного святого соединения в сентябре месяце в 11-й день по повелению святого священного собора — в тот день мощи святого Сергия принесли в монастырь[37]. С тех пор и доныне вся Карельская земля, словно ликуя каждый год, из рода в род бесконечно отмечает день их памяти, всегда воссылая славу и благодарение возвеличившему их Христу Богу нашему. Их же молитвами все мы получим небесное святое некончаемое Царствие Царя Иисуса Христа Бога нашего, ему же хвала и честь и поклонение со безначальным его отцом и с пресвятым и благим и животворящим его Духом ныне, и всегда, и в некончаемые веки. Аминь.

О чудесах святых валаамских основа­телей Сергия и Германа. Еще же немного хочу вспомнить о некоторых из чудес святых и великих преподобных отцов Сергия и Германа — игуменов и основателей ва­лаамских. У всех на слуху сотворенные ими ранее великие чудеса, но также и ны­не неоскудно являют свои чудеса всем, с верою их призывающим, и над ними свои преславные чудеса творят. Из уст таковых самых я это слышал — а всего ни по­весть не позволит вместить, ни разум мой объять, но перескажу только одну малую чудотворную каплю из всего огромного и непостижимого множества их чудес, чтобы слушающие утолили горящее пламя жажду­щего сердца.

Вспомню одну новую преславную по­весть, которую сам слышал от того, с кем это случилось. Было это в 64 году восьмой тысячи[38]. Некий человек по имени Иоаннов сын Андрей Гаркуев, живущий на реке Олонце, — этот человек в той земле извест­ный[39]. Пришлось ему однажды со своей дружиной, как и обычно, в зимнее время в конце месяца ноября ловить рыбу у Валаамского острова, как и прежде. И всту­пила ему в руку столь лютая болезнь, что не мог он не только никакую необходи­мую работу делать, но ни есть, ни спать. Рука его отекла, как огромное бревно, и проклятая болезнь непрестанно мучила его, разрывая жилы. Добрался он до своего дома и терпел эту сильную мучительную болезнь, и продолжалась у него такая лютая боль до самого месяца января.

Начал же человек тот Христу Богу на­шему и Пречистой Его Матери молитвы воссылать и призывать в помощь великого чудотворца Николу и основателей валаам­ских Сергия и Германа. И возложил на себя обет: если их молитвами избавится от той лютой немощи, то два года будет работать в той преславной обители Валаам­ской[40] — на живущую там братию — в честь святых и преподобных игуменов Сергия и Германа. Вот такой обет возложил на себя вышеназванный Андрей. Эти же помощники, скорые на помощь, недолго ждали; и в тот же час одержимый болезнью впал в про­зрачный сон. Как только он в забвение пришел, то видит себя на некоем из ва­лаамских островов, одетым в отвратитель­ное плетеное лыко и безобразную одежду и терпящим свою страшную немощь. И видит также, что предстали перед ним два инока — очень величественных и святолепных, сияющих неизреченною славою. Он же, увидев это, перепугался, понимая, что пе­ред ним валаамские основатели, так как он видел раньше их святую икону[41]. Эти же великие святые старцы начали его расспра­шивать о случившейся с ним болезни, а он давал им ответы. После этого видит — от большого Валаамского острова идет к ним по озеру старый муж в великой славе, обла­ченный в священную белую одежду. И обращается священный муж к тем святолепным старцам, говоря: «Освободите его», — и вынув нож, подал им. Тогда они срезали плетеное лыко с безобразной и отвратитель­ной одежды и, содрав с него эту непотреб­ную одежду, бросили ее в находящееся по­близости болото.

На этом вышеназванный Андрей пробу­дился от того великого видения в своем до­ме и, никого не видя, подивился тому преславному явлению. Вспомнив же о быв­шей в нем немощи и совсем не ощущая ее, обнаружил, что из его руки вышло мно­жество гноя. И с того часа стала его рука здорова, как будто никогда и не болела. Так он увидел свое быстрое исцеление по молитве святых, воссылая славу Христу Бо­гу и угодникам его.

Также сотворилось другое большое чудо теми преподобными святыми и великими отцами Сергием и Германом. Оно было не­задолго до первого рассказанного чуда. Вышеименованный игумен Пимин, который перенес мощи этих святых и учредил их светлую память с похвалою, — этот игумен Пимин захотел построить келью для келаря около монастырской трапезы, чтобы он всег­да был готов к порученному ему услуже­нию приходящим гостям. Так и было сде­лано: все подготовив, он построил келью, но еще в ней никто не поселился.

Был же некий муж по имени Феодор, искусством гончар, живший через озеро от монастыря верст за 40 в месте, назы­ваемом Соломенское, — человек же он был благочестивый, живший с боязнью Божьей. Этому мужу Феодору явлено было такое видение: видит себя в той превеликой Валаамской обители в монастыре, как идет он к большой церкви, и что у той кельи, которую вышеназванный игумен поставил около трапезной, стоят два святолепных старца в великой славе. Он же, увидев такое, испугался их вида. Старцы же по­звали его по имени; а когда он подошел, так начали ему говорить: «Иди, — говорят, — и поведай игумену: мы — основатели этого монастыря Сергий и Герман. Возвести же ему следующее: пусть запретит жить в этой келье, так как место это свято — прежде здесь стояла церковь Рождества Христа Бога нашего». Также обратили они взор к югу и произнесли: «А здесь — другое неизвестное место, где раньше церковь бы­ла. Пусть игумен повелит водрузить живо­творящие святые кресты на месте обеих церквей», — и показали рукою на гостинич­ную келью. Также сказали: «О местах тех знает старец Ипатий — пусть игумен его расспросит. Скажи же игумену следующее: пусть запретит жить в той келье, не то об­ратят они на себя праведный гнев Божий». Сказали это и стали невидимы. Тот же вышеназванный Феодор, очнувшись от того чудесного видения, по их двойному прика­занию быстро пришел в монастырь и рас­сказал обо всем игумену. Игумен же рас­спросил вышеназванного старца Ипатия — I его велели расспросить святые. Он же сказал, что до пожара на южной стороне близ гостиничной кельи стоял водруженный крест. Рассказывали раньше многолетние старцы, что здесь стояла самая первая церковь. Игумен же, услышав это, удивил­ся, воссылая хвалу святым и преподобным отцам, которые неотступно пекутся об этом месте, — и сделал все по их повелению. Расскажу и третье сотворенное ими чу­до и на этом дам словам успокоение, что­бы множество историй не отяготило вашего слуха. Был в той обители незадолго до упоминавшегося игумена Пимина игумен Кирилл[42]. По дьявольскому совету стал он враждовать со всей живущей здесь во Хри­сте братией и из-за этого отрекся от игу­менства. И идет к архиепископу в Вели­кий Новгород и там возвел много клеветы на живущую в том монастыре братию. И упросил, чтобы отправили посланника, который принуждением приведет тех стар­цев на суд[43], чтобы выдать свою ложь за правду и сотворить пакость и срам той святой обители. Вот таковое замыслил вы­шеназванный игумен Кирилл, надеясь в об­ход справедливости на земную власть, так как стяжал много пособников из числа бояр святейшего архиепископа. Но предстоящие Вышнему Царю великие бессмертные за­ступники своей обители показали гибельное злоумышление того игумена напрасным и обманным, когда тот игумен Кирилл пове­лел посланнику привести в Великий Новго­род более 40 старцев того монастыря — не только главных в монастыре, но и ста­риков, ничего не знающих о том волнении и только предающихся глубокой молитве. И все живущие в том монастыре были в превеликом ужасе, и стоял плач тех святых многолетних старцев из-за того, что не могли пойти в мир, не нарушив обета. И так готовились к путешествию.

Случилось же так: ночью некоему духов­ному и многолетнему старцу было явле­ние — как будто стоит он в той боль­шой церкви святого Преображения, где ле­жит нетленное тело святого Германа (так как тогда только преподобный Герман был в церкви). Видит, что сам тот святой встает из своего гроба, выходит с жезлом из церкви и говорит следующее: «Не могу больше терпеть слез моих чад, но пойду к брату моему Сергию, чтобы избавить нам их от напавшей беды», — и с тем стал невиди­мым. Тогда еще мощи святого Сергия были в Великом Новгороде. Старец же воспрял от того видения, удивляясь случившемуся, и возвестил об этом прочим братьям. Когда же они пришли в Великий Новгород, то архиепискому и боярам явственно откры­лись ложный навет и прочие беззакония вышеименованного игумена Кирилла. Его речи оказались посрамлены и поруганы, а находящуюся там братию архиепископ от­пустил с миром. Скоро все вернулись в свой монастырь безо всякого вреда, благо­даря [Господа Бога][44] и угодников его Сергия и Германа. [...] упомянул только три их чуда во славу прославившему их в Троице славимому Богу, ему же слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Перейти в начало

Вернуться обратно

[1] Немецкое Свизское море — Балтийское море

[2] Ливонская земля — территория современ­ных Латвии и Эстонии. «Начиная от Ливонской земли и до Каргополя» — дается расстояние с юга на север.

[3] «В сторону Немецкой земли» — то есть на за­пад.

[4] «Полная и великая река» — южная часть Ботнического залива Балтийского моря или про­лив, соединяющий Ботнический залив с Балтикой. На карте середины XVII в. (1650—1656 гг.) под названием «Чертеж ветхой городам русским и шведским до Варяжского моря» у входа в Ботнический залив показано: «по сему месту ходу морем 60 верстъ» (См.: Голубцов И. А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVIXVII вв. и отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы геогра­фии. М., 1950. Т. 20. С. 288—289, вклейка).

[5] Каенская губа — Ботнический залив Балтийского моря. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посещавший Россию в первой поло­вине XVI в., писал в своих «Записках», что «Каянской землей русские называют Финляндию» (С. Герберштейн. Записки о Московии. М , 1988. С. 152). На основании анализа текста берестяной грамоты № 286 В. Л. Янин пришел к выводу, что «Каянской землей» называли северную часть Финляндии, а «Каяно-морем» — Ботнический за­лив (В. Л. Янин. Я послал тебе бересту... М., 1965. С. 60—66).

[6] Для XVI в. еще устойчив образ «чуд­ских племен» как не только язычников в прошлом, но и колдунов, «волхвов».

[7] Андрей — галилеянин и брат апостола Петра, живший в I в. н. э. (Мт. IV, 18—20; Ио. I, 35, 40—42). Но помимо этих канони­ческих сведений, на Руси было популярно и апокрифическое сказание об апостоле Андрее: оно вошло во многие летописные своды, а также в церковные службы и памяти. Так, уже в Лаврентьевской летописи мы читаем, как апостол Андрей путешествовал по территории Руси, по­сетив места будущих Киева и Новгорода, про­рочествуя о принятии Русью христианства. Осо­бой популярности культ апостола Андрея как крестителя Руси достигает в середине XVI в., при Иване Грозном. Поэтому неудивительно, что автор «Сказания о Валаамском монастыре» «про­дляет» маршрут апостола Андрея из Новгорода до Ладожского озера. Отметим однако, что автор Сказания говорит об этом достаточно осторожно, ссылаясь на «рассказы старцев». Можно считать, что источниками его рассказа об Андрее послужи­ли не только летописи и церковная служба, но и местное монастырское предание, которое было зафиксировано на Валааме даже в XIX в. (См.: Чистович И. История православной церкви в Фин­ляндии и Эстляндии, принадлежащих Санкт-Пе­тербургской епархии. СПб., 1856. С. 15). Инте­ресно, что эту же легенду использовал в начале XIX в. при написании своей «Оповеди» (под­делки, повествующей о начальной истории Ва­лаамского монастыря) А. Сулакадзев, но доведя ее до полного гротеска: «Св. Андрей от Иеру­салима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смолен­ска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные» (Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 4).

[8] Невское (Нево) озеро — Ладожское озеро.

[9] Коневский (или Коневецкий) монастырь Рождества Богородицы, основанный преподобным Арсением на острове Коневец на Ладожском озере после его возвращения с Афона. В лето­писи в статье 1398 г. говорится: «Поставлена бысть церковь каменна пресвятей Богородицы, на Ладожском езере, на Коневом острову, и монастырь устроиша, при архиепископе Иоанне Великаго Новаграда и Пскова» (Полное собрание русских летописей. Т. 3. С. 233). Эту дату и можно считать годом основания монастыря. Житие Арсения (о нем подробнее см. ниже, примеч. 33) даты прихода преподобного на остров не на­зывает, но сообщает год его смерти (по разным спискам жития — 1444 или 1447 г.).

[10] Град Орехов — город Орешек (позже — Нотебург, Шлиссельбург, современный г. Петрокрепость).

[11] «Белым морем» здесь названо Балтийское море. Во избежание недоразумений автор Сказания приводит и более распространенное его наименование — Свизское.

[12] Река Узярва — современное название Вуокса — на самом деле впадает в Ладожское озеро не с севера, а с запада, к тому же южнее самого Валаама. Однако на средневеко­вых картах и эта река, и город Корела показывались действительно севернее озера. См, на­пример, «Карту Московии Антония Вида — И. В. Ляцкого» 1542—1555 г. (Рыбаков Б. А. Русские карты Московии XV — начала XVI века. М., 1974. Вклейка 2) и «Чертеж ветхой горо­дам русским и шведским до Варяжского моря» 1650—1656 гг. (Голубцов И. А. Пути сообщения... С. 282—289). С другой стороны, такая фраза могла принадлежать новгородцу, глядевшему на озеро с юга. В любом случае, это единствен­ная неточность автора Сказания в географи­ческом описании. В целом же его описание поражает не только поэтичностью, которая по­зволяет ставить Сказание в один ряд с такими ше­деврами древнерусской литературы, как «Слово о погибели земли Русской», но и необыкновенной точностью приводимых им сведений о сооб­щении водных бассейнов и расстояний: все его цифры совпадают с данными современных спра­вочников и карт.

Сложен вопрос об источниках, которыми мог воспользоваться автор при составлении этого описания. Первой — более общей — части описания можно подобрать хотя бы отдален­ные аналогии в летописях. Сравним, например, с обзором гидрографии Пермской земли в Ни­коновской летописи: «Река же первая, именем Вым, впаде в Вычегду; другая река Вычегда, обходящи всю землю Пермьскую, потече в се­верную страну и впаде в Двину ниже Устьюга 40 верст...» (ПСРЛ. Т. XI. С. 165). Б. А. Ры­баков считает, что при составлении таких опи­саний летописцы делали выписки из несохра­нившегося географического словаря конца XVI в. (Рыбаков Б. А. Русские карты Московии... С. 12), хотя доказать эту гипотезу невозможно. По по­воду же характеристики Ладожского озера и Валаамских островов можно предложить только следующее объяснение: цифровые данные могли браться из «дорожников» (это своеобразные средневековые географические словари, в кото­рых указывались расстояния и пути между крупными центрами), а остальная информация принадлежит уже к сфере устного знания. Отметим, однако, что все известные древнейшие «дорожники» были очень «мелкомасштабны», если можно так выразиться, не отличались большой точностью и столь подробных данных никогда не давали.

[13] Ложная этимология, основанная на созву­чии названия острова и имени библейского Ва­лаама — мага и прорицателя времен Моисея. Наиболее известен эпизод с «валаамовой осли­цей», но автор Сказания обыгрывает другой биб­лейский сюжет: Моавитский царь Валак призвал к себе Валаама, чтобы тот проклял народ Израи­ля, вышедший из пустыни во главе с Моисеем. Но каждый раз, когда Валаам должен был произ­носить проклятия Израилю, Бог вкладывал в его уста слова благословения (Числа, 22—24).

[14] Появление имени Ефрема Перекомского (или Перекопского) в Сказании несколько неожи­данно, поскольку ни в одном из источников его имя с Валаамом никак не связывается. Види­мо, и здесь автор пользовался местным мона­стырским преданием. Косвенным аргументом в пользу достоверности этого сведения может слу­жить именно тот факт, что для Сказания сюжет с Ефремом — второстепенный, периферийный, следовательно, в вымысле не нуждающийся. Ефрем Перекомский, хотя и причтенный к лику святых на канонизационном Макарьевском соборе 1549 г., не принадлежал в более позднее время к числу широко известных русских святых; сей­час известно только два списка (и оба — XVIII в.) его жития. Однако, сложность при­влечения данных биографии Ефрема к уточнению даты основания Валаамского монастыря заклю­чается в том, что житие Ефрема, написанное предположительно его учеником Романом около середины XVI в., крайне компилятивно и мало достоверно как исторический источник, поскольку представляет собой лишь слегка измененный пересказ жития Александра Свирского (Ключев­ский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 263; Со­колова Л. В. Роман // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 311—313). По тексту этого жития Ефрем родился в 1413 г., основал Перекомский мона­стырь на реке Веренде в 1450 г. и умер в 1492 г., никогда не быв на Валааме (ОР ГБЛ, ф. 205 (собр. ОИДР), № 45. Служба и житие Ефрема Перекопского. XVIII в. 4°, 98 лл., л. 22 об.—66 об.). В. О. Ключевский, не до­веряя сведениям этого источника, называл годом смерти Ефрема 1523 г., хотя сам же приводил сведения о Ефреме, указывающие на конец XIV — первую половину XV в. Однако в Нов­городской III летописи сохранилось известие под 1407 г.: «постави владыка Иоанн Новгородский церковь каменну святаго Николая чудотворца на Веренде, и монастырь устроиша» (ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Это противоречие некоторые ис­следователи пытались, в частности, объяснить тем, что монастырь был основан архиепископом в 1407 г., но вскоре заглох и был позже возрожден Ефремом (Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. III. СПб., 1897, № 1483). Но, как мы видим, на­ше Сказание помогает пролить свет и на исто­рию Перекомского монастыря, который вероятнее всего был основан все-таки в 1407 г. Ефремом при архиепископе Иоанне. Если принять это допуще­ние, то получается, что на Валаам Ефрем и Сергий пришли незадолго до 1407 г., а офи­циальный статус монастырь обрел между 1407 и 1415 годами.

[15] Судя по описанию острова в Сказании, это может быть тот остров, который в новое время назывался Святым и где находилась часовня Александра Свирского. Возможно, что Александр Свирский выбрал пещеру на этом острове не случайно, зная, что здесь жил преподобный Сергий. Обращают на себя внимание и следую­щие факты: в XIX в. было известно наимено­вание «Старый Валаам» применительно к Свято­му острову (Вяземский П. П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озере. СПб., 1881. С. 19); капитан Я. Я. Мордвинов, посетивший Валаам в 1777 г., передает сведение о том, что в данной пещере жили Сергий и Герман, а не Александр Свирский. (Записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова. СПб., 1888. С. 44). В довершение этой путаницы современные иссле­дования показывают, что камни, которыми вы­ложена пещера, не могут датироваться старше, чем XVIII в. (Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Инно­кентия. Москва, 1990. С. 76). Трудно сейчас разобраться, что в истории с пещерой относит­ся к реальности, а что к легенде (к тому же приходится иметь дело явно с легендами разных хронологических напластований). Вполне воз­можно допустить, что в одной и той же пещере жили и Сергий с Ефремом, и позже Александр, а в XVIII в. она могла быть поновлена. Во всяком случае, предание (или знание?) третьей четверти XVI в. связывало начало Валаамского монастыря с этим маленьким островом и какой-то пещерой, на нем находящейся.

[16] Поставленный на пустом месте крест тра­диционно служил символом основания новой оби­тели.

[17] Собор Софии Премудрости Божией — ка­федральный собор Новгорода. Это выражение обозначает, что Иоанн был архиепископом Великого Новгорода.

[18] Архиепископ Иоанн занимал новгород­скую кафедру в 1388—1415 гг. (при этом в те­чение трех лет и трех месяцев в 1401 —1404 гг. он находился в Москве). Известен тем, что за годы его архиепископства и по его инициативе было основано большое число монастырей как в самом Новгороде, так и в Новгородской земле. В предисловии к такому известному па­мятнику древнерусской публицистики, как «Ва­лаамская беседа», его имя перепутано с другим Иоанном, «новым чудотворцем», то есть канонизи­рованным в 1547 г. архиепископом Иоанном (1163—1186 гг.) (См.: Моисеева Г. Н. Валаам­ская беседа — памятник русской публицистики середины XVI века. М.; Л., 1958). Возможно, что имя владыки Иоанна (без уточнения — какого именно) могло сохраниться на каком-то церков­ном предмете — антиминсе, воздвизальном кресте или иконе. Даты правления архиепископа Иоан­на II автор Сказания почерпнул, скорее всего, из летописного источника.

[19] Таким образом, мы видим, что современ­ная планировка Валаамского монастыря (XVIIIXIX вв.) практически повторяет первоначальную планировку. Традиция монастырского строитель­ства каким-то образом сохранилась, несмотря на более чем столетний перерыв в XVII в.

[20] «Закон монастырский Сергия» носит ха­рактер вставки — видимо, автор Сказания включил в свой текст готовое произведение, пересказав его своими словами. В житии Павла Обнорского устав также назван «законом мона­стырским», правда, не в его заглавии, а дальше в тексте — из этого можно заключить, что это не официальное название (ОР ГБЛ, ф. 178, № 8188, Минея четья на январь, 1147 л., Г, втор. пол. XVI в., л. 275об. — ЗЗЗоб.). Сравнение «закона монастырского Сергия» с известными древнейшими уставами общежительных мона­стырей (Ефросина Псковского, Иосифа Волоцкого, Корнилия Комельского, Герасима Болдинского) показывает, что по своей форме он не является монастырским уставом в общепринятом смысле (скорее всего — это краткая «выжимка» из устава), хотя также проповедует принципы общежительства, а в некоторых вопросах зна­чительно опережает их. Так, например, только Стоглавый собор (1551 г.) принял пункты о при­нятии постриженников без вкладов и о совмест­ной трапезе игумена и всей братии. Отличие проявляется и в отношении к провинившимся — в монастырских уставах других монастырей оно значительно более суровое.

Отметим, что «закон монастырский Сергия» не обнаруживает никаких аналогий (ни смысло­вых, ни тем более текстологических) с «Валаамской беседой», хотя посвящены они одной теме — нормам монашеской жизни.

Трудно сказать, действительно ли «закон мо­настырский» был сочинен самим Сергием или же авторство приписано ему более поздней тради­цией. Известно лишь, что Валаамский монастырь пользовался устойчивой репутацией обители с древними общежительными устоями, хотя как об­щая мера общежительство утвердилось в новго­родских монастырях с начала XVI в. (Никит­ский А. Очерк внутренней истории церкви в Ве­ликом Новгороде. СПб., 1879. С. 190). Отго­лоски памяти о «законе монастырском» можно встретить, на наш взгляд, в грамоте новгород­ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 г. в Дымский монастырь валаамским старцам (пос­ле очередного шведского разорения братия мона­стыря переселилась в Антониев Дымский мо­настырь, но сохранила свою структуру, автоно­мию и наименование «валаамских старцев»): «и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве­ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за­кону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо­вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся­кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны...» (Акты исторические Т. I. № 236. С. 452—453). Благодаря «закону монастырскому» и дальнейшему описанию жизни валаамских иноков можно утверждать, что Ва лаамский монастырь принадлежал к числу древ­нейших русских общежительных монастырей — обителей нового типа, традиция которых связана с мощным религиозным, духовным ренессансом XIVXV вв., идущим от Сергия Радонежского и его учеников.

[21] Однозначно атрибутировать монастырь Иоанна Богослова не удается. Исходя из текста Сказания, о нем можно получить лишь следую­щую информацию: монастырь, в котором прожил последние годы Сергий, находился или в самом Новгороде, или в его ближайшем пригороде; из рассказа о перенесении мощей (см. ниже) сле­дует, что монастырская церковь имела настен­ные росписи. В Новгородской земле вообще было мало церквей, посвященных Иоанну Бого­слову, — в этой связи особенно примечательно, что придел в честь этого святого был соору­жен самим Сергием на Валааме. Существовал Богословский монастырь на Черменце озере, но он не подходит из-за дальности расстояния. Еще одна церковь Иоанна Богослова была построена в 1439 г. в Вяжищском монастыре архиепис­копом Евфимием и имела росписи (сам монастырь был основан в 1411 г.) (См.: Макарий /Миролюбов/. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 596), но во всех источниках монастырь называется Никольским Вяжищским. Таким образом, методом исключения в Новгороде в это время остается только один мо­настырь, более или менее подходящий на эту роль, — на Торговой стороне, на реке Витке находился монастырь Иоанна Богослова, осно­ванный в середине XIV в.; каменная церковь (самая маленькая среди всех новгородских), су­ществующая и поныне, была выстроена в 1383—1384 гг. (Новгородская Первая лето­пись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 379—380). Правда, В. Л. Янин считает этот монастырь женским (Янин В. Л. Очерки ком­плексного источниковедения. М., 1977. С. 54— 55), что должно было бы сразу исключить его из числа возможных претендентов на роль последнего прибежища Сергия. Однако из лето­писной записи 1528 г. следует, что женским Витковский Богословский монастырь стал только с этого года, а до этого был смешанным (ПСРЛ. Т. 6. С. 285), то есть в нем под управлением игумена жили и монахи, и монахини (такая практика была вполне обычной до распростране­ния на Руси общежитийных монастырских пра­вил). Тогда становится понятным, почему в тексте Сказания в 40-е гг. XVI в. могилу Сергия (см. ниже) показывает старец монастыря — видимо, он жил там до 1528 г. Не совсем по­нятно, были ли в этой церкви росписи. В новое время их не было, стены были изнутри побе­лены (Макарий /Миролюбов/. Археологическое описание... С. 354), но современные реставра­ционные работы выявили следы росписи в одной из ниш (Шуляк Л. М. Памятники архитек­туры Новгорода. Церковь Иоанна Богослова на р. Витке XIV в. Новгород, 1959. С. 9). Таким образом, можно предположить, что последние годы своей жизни Сергий провел в смешанном Витковском Богословском монастыре — монасты­ре маленьком и не очень известном.

[22] Слово «перевод» могло в равной степени употребляться и к переписыванию книг (работа писца), и к переводу в нашем понимании — с одного языка на другой.

[23] Столь общая, «книжная» характеристика преп. Германа указывает на то, что автор Сказания не располагал о нем никакой конкретной информацией.

[24] Следовательно, со времени основания мона­стыря до перенесения мощей Сергия прошло более 140 лет, что полностью соответствует косвенным датировкам этих событий, приводимых в Сказании. Считаем нужным отметить эту точ­ность расчетов автора Сказания, поскольку очень часто древнерусские авторы в своих произ­ведениях (в первую очередь в житиях святых) допускали хронологическую путаницу, в резуль­тате которой приводимые ими даты и имена исторических деятелей противоречили друг другу.

[25] Преподобный Савватий Соловецкий, судя по тексту его жития, прожил на Валааме несколько лет (в первой половине XV в.), придя туда из Кирилло-Белозерского монастыря. Уйдя с Валаама, он поселился на Соловецком острове.

[26] Преподобный Александр Свирский, осно­ватель Спасско-Троицкого монастыря на реке Свири. Судя по тексту жития, написанного его учеником Иродионом, принял постриг в Ва­лаамском монастыре и прожил там несколько лет (во второй половине XV в.), после чего ушел на Свирь.

[27] Если первые два из перечисленных свя­тых — Савватий и Александр — широко известны и почитаемы (и оба к моменту написания Сказания уже были канонизированы на Макарьевских соборах), то сложнее обстоит дело с Саввой Сеннянским.

Видимо, это Савва — автор полемического антиеретического произведения «Послание на жидов и на еретики», написанного в 1488 году, адресованного боярину Шеину и направленного против появившейся в эти годы в Новгороде так называемой ереси «жидовствующих» (см.: Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 317—318). Во всту­пительной части послания он именует себя ино­ком «Сенного острова».

[28] Князь Иван Иванович Молодой, сын (и некоторое время соправитель) Ивана III, родился в 1458 г. и умер в 1490 г.; о его деятель­ности по устройству монастырей ничего не из­вестно, тем более что через свою жену Елену Волошанку он был связан с кругами «жидовствующих» — еретиков, не признававших ин­ститута монашества (См.: Зимин А. А. Россия на рубеже XVXVI столетий. М., 1982. С. 66— 89). Упоминание имени Ивана Ивановича Моло­дого дает возможность определить время осно­вания Троицкого Сеннянского монастыря концом 70-х — 80-ми годами XV в. Сведений об этом монастыре в источниках мало: он упоминается в Записи о ружных церквях и монастырях в Новгородских пятинах, составленной в 1577— 1589 гг. (Временник Общества истории и древ­ностей российских. М., 1856. Кн. 24. Смесь. С. 37); известны две выданные ему новгородскими епис­копами тарханные грамоты, в которых говорится о шведском разорении (игумену Пимину 1581 г. и игумену Варлааму 1592 г. (Акты истори­ческие. Т. I. № 210. С. 402—403). Но можно предположить, что в свое время Троицкий Сен ной монастырь был достаточно известен. Так, све­дения о нем вошли в древнейший из сохра­нившихся «Пермский дорожник» в списке второй половины XVI в., причем в таком контексте, где естественнее, казалось бы, встретить назва­ние Свирского, Андрусовского или какого-нибудь другого известного ладожского монастыря: «...Онега течет своим устьем в море. Нево озе­ро велико, 300 верст поперек и на подлину; а на нем стоят три монастыри: Валам, да Ковенець (так!), а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет» (Плигузов А. И. Первые русские описания Сибирской земли // Вопросы истории. 1987. № 5. С. 49, прим. 51). (В этой цитате отметим также краткость све­дений и неверный размер Ладожского озера, о чем говорилось выше в связи с «Дорожни­ками».) Но, пожалуй, наибольшего внима­ния заслуживает перечисление Сенного мо­настыря среди достойных подражания общежи­тельных обителей в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу»: «...яко же есть чин и устав преданный от преподобнаго отца нашего игумена Кирила чюдотворца, его же держат во обители его неизменно даже и до сего дни, такоже и во всех заволских (так!) манастырях, и в Соло­вецком монастыри, такоже и на Ладожском озе­ре, на Валаме, и на Коневце, и на Сеинном (вариант: на Сенном) такожде и во обители преподобного старца Иосифа, иже на Волоце...» (Кунцевич Г. Челобитная иноков царю Ивану Васильевичу. СПб., 1912. С. 13). Эта «Челобит­ная» была написана, по мнению Г. Кунцевича, неизвестным автором до Стоглавого собора (то есть до 1551 г.) и использовалась Иваном Грозным в его сочинениях (Там же. С. 10—11). Из вышеприведенных отрывков можно сделать вывод, что Троицкий Сенной монастырь, сейчас совершенно забытый, в свое время был хотя и небогатым (так как получал ругу — дотацию от государства, как бы мы сейчас сказали) и, видимо, небольшим, но достаточно известным общежительным монастырем.

Но где же он находился? Из известных ранее источников можно понять только, что он помещался в Вотской пятине на Ладожском озере, из нашего Сказания известно, что он был на острове. Архимандрит Макарий (Булгаков) размещал его в районе Старой Ладоги (Мака­рий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1874. Т. 7. С. 33), не приводя никакой аргу­ментации в пользу этого мнения. Острова под названием Сенные есть на реке Свирь непода­леку от Александро-Свирского монастыря (Анд­реев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. Ч. 2. С. 123), но вряд ли монастырь мог быть там, так как, во-первых, эти острова затопляются, во-вторых, трудно предположить, чтобы в житии Александра Свирского этот факт был бы обойден молчанием. В то же время на самом Ладож­ском озере, недалеко от устья реки Вуоксы, то есть между Валаамом и Коневцом, размещает­ся остров Хейнясенмаа, финское название кото­рого является калькой с русского «Сенной остров» или «Сенная земля». (А. П. Андреев называл этот остров «Гейне-Сима» и считал впол­не пригодным для жилья — Там же, с. 28). На острове Хейнясенмаа помещает Троицкий монастырь и финский исследователь X. Киркинен (H. Kirkinen. Karjala idän ja lännen välissä. Helsinki, 1970, vol. 1, s. 263) — поскольку он не приводит никакой аргумента­ции, надо полагать, что его атрибуция, так же как и моя, основана на совпадении финского и русского названия. Рассмотрев и проанализировав все варианты, можно с большей или меньшей степенью уверенности считать, что Троицкий Сенной монастырь находился на остро­ве Хейнясенмаа и являлся ближайшим соседом Валаамского и Коневского монастырей.

[29] Далее в тексте подлинника пропущено около строки — вероятно, оставлено место, что­бы вписать киноварью имя святого. Не совсем понятно, относится ли ссылка на житие только к предыдущей фразе о монахах, живущих в мо­настыре, или же ко всему сюжету (включая и рассказ о Харитоне). Поэтому трудно сказать, о житии какого святого может идти речь. Из всех известных житий, написанных к середине XVI в., только в житии Александра Свирского расска­зывается о подвигах валаамских монахов, но Харитон и его спостник там не упоминаются.

[30] Имя игумена Пимина ни по каким другим источникам не известно.

[31] Архиепископ Феодосии занимал новгород­скую кафедру в 1542—1551 годы.

[32] Макарий, митрополит всея Руси (1542— 1563 гг.), был хиротонисан на митрополию из новгородских архиепископов.

[33] «Царь Иоанн» — Иван Васильевич Гроз­ный, титуловавшийся царем с 1547 г. Впрочем, в 60-е годы XVI в. автор Сказания мог постфактум употреблять этот титул применитель­но к Ивану Васильевичу и до 1547 г. Следовательно, на основании этой даты представ­ляется не совсем корректным сужать датировку перенесения мощей Сергия. Предлагаю датиро­вать это событие более осторожно: в промежу­ток времени между 1542 и 1550 годами, хотя склоняться следует скорее к концу этого периода, а не к его началу, еще и по следующим при­чинам: с 1540 г. до перенесения мощей на Валааме сменилось по крайней мере три игуме­на — игумену Исайе адресована жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича II марта 1540 г. (Русская историческая библиоте­ка. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 1097—1099), игумены Кирилл (см. ниже) и Пимин упоминаются в нашем Сказании. Во-вторых, идея перенесения мощей Сергия и прославления первых валаам­ских игуменов могла быть отчасти подсказана общей активизацией процесса канонизации, возникшей во время Макарьевских соборов и по­сле них. В-третьих, Житие Александра Свирского, написанное игуменом Иродионом в 1545 г. и довольно подробно рассказывающее о Валаам­ском монастыре, ни разу не называет святых основателей монастыря Сергия и Германа. Ве­роятно, если бы они в 1545 г. уже были канонизированы, Иродион не обошел бы их мол­чанием.

[34] См. примеч. 19.

[35] «Насад» — речное судно с высокими бор­тами.

[36] Преподобный Арсений Коневский основал монастырь Рождества Богородицы около 1398 г. (см. примеч. 9) и умер, согласно разным спис­кам его жития, в 1444 или 1447 г. Вполне естественно, что два монастыря, возникшие примерно в одно время недалеко друг от друга в иноязычной и иноверной среде и ведущие миссионерскую работу, имели между собой кон­такты. Однако, все известные мне списки жития Арсения Коневского (вообще довольно редкого в рукописной традиции) относятся к одной редак­ции (ОР ГБЛ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 806, сборник, л. 244—246 — сер. XVI в.; Рязанский музей-заповедник, П—15, №8382, 26 л. — последняя четверть XVII в.; ГПБ, Q.1.1227, сборник, л. 1—35 — нач. XVIII в.; БАН, собр. Археографической комиссии, № 3, 30 л.— XVIII в.) и не содержат никаких упо­минаний о Валаамском монастыре. Сведения о том, что после возвращения с Афона в 1393 г. и до основания собственного монастыря препо­добный Арсений жил какое-то время на Ва­лааме, появляются только в поздней редакции жития, опубликованной в книге: «Служба, житие и слово похвальное Арсения Коневского» (СПб., 1850) (время составления этой редакции и рукопись, ее содержащая, неизвестны).

[37] О каком соборе идет речь, неизвестно. На знаменитых канонизационных соборах митрополита Макария 1547 и 1549 гг. Сергий и Гер­ман причтены к лику святых не были; о дру­гих соборах этого времени сведений не сохрани­лось, хотя они, несомненно, проводились. То, что в Сказании называется день празднования па­мяти преподобных — 11 сентября, — указывает на то, что во всяком случае к моменту на­писания Сказания они уже были официально канонизированы.

[38] То есть   1556  г.  от  Рождества  Христова.

[39] Как указал мне в устной беседе О. А. Яро­вой, имя этого человека типично для карела. «Река Олонец» — современное название: Олонка.

[40] Если после 1556 г. Андрей Гаркуев еще два года проработал по обету в Валаамском монастыре, то 1558 г. — крайняя дата, косвенно упоминающаяся в тексте. Из этого можно сде­лать вывод, что Сказание не могло быть напи­сано ранее 1558 г.

[41] Скорее всего, та икона, которую видел Андрей, была написана уже после перенесения мощей и официальной канонизации святых, хотя известны случаи, когда иконы существо­вали еще до причисления к лику святых. Видимо, иконы Сергия и Германа вообще были редки и бытовали только в местной традиции, во вся­ком случае их описание не вошло в «Иконопис­ные подлинники» не только конца XVI в., но даже XVIII в. (См.: Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийско­му списку конца XVI в. М., 1873; Он же. Иконо­писный подлинник сводной редакции XVIII века. И., I874).

[42] Игумен Валаамского монастыря Кирилл ни по каким другим источникам не известен.

[43] Такая практика владычных судов извест­на, в частности, по нескольким грамотам нов­городских архиепископов, в которых предписы­валось для судебного разбирательства в кон­фликтных ситуациях и игумену, и монахам яв­ляться в Новгород (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 94, 97, 100). Слово «старец» употребляется автором Сказания как синоним слов «монах», «инок». Институт «старчества», известный с более позднее время, в средние века еще не оформился.

[44] Здесь и далее — утраты текста в рукопи­си (по несколько слов).

 

Перейти в начало

Вернуться обратно

Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум
 

"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru

 
На kart-gallery.ru картины иллюзии.