Православные карелы Кирьяжского погоста.

 И. В. Петров, М. И. Петрова.

Христианство пришло в Карелию.

«Ярослав Всеволодович послав, крести множество корел, мало не все люди» - скупо повествует нам Лаврентьевская летопись в 1227 г. о крещении карел. Что же стоит за этой краткой строкой.

К началу 13 в. карелы населяли северо-западное Приладожье и Карельский перешеек. Основой богатства древних карел была меховая торговля. Из Ладожских шхер начинался «великий меховой путь» в землю саамов. По р. Кокколанйоки, впадающей в Ладожское озеро вблизи современного п. Хийтола можно было пройти зимой на санях, а летом на небольших судах до рек и озер Сайменской водной системы и далее вплоть до Ботнического залива вблизи г. Оулу, и Белого моря вблизи г. Кеми.

Нательный крестВ 12 в. главным торговым партнером карел становиться Новгород. Вероятно торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. Вероятно в это же время, благодаря новгородцам, происходит и массовое распространение христианства среди карел. Изучение карельских захоронений показали, что именно в 12 в. широкое распространение получил христианский обряд.

Связь между военным братством и крещением карел видно и из хронологии событий. Зимой 1226-1227 г., новгородский князь Ярослав Всеволодович совершил с карелами совместный поход  в землю племени Хямь. По возвращении из этого похода, летом 1227 г. и произошло крещение карел. Крещение карел новгородцами было основано на прочном фундаменте взаимных интересов и боевого товарищества.

Вероятно, вскоре после 1227 г. на Карельской земле стала появляться и церковная структура. В Новгороде было принято деление на погосты. Погост являлся одновременно и церковным и административным делением.

Упоминание первых карельских погостов мы находим при заключении Ореховецкого мирного договора в 1323 г. В нем упоминаются три карельских погоста Яскис, Эврепя и Саволакс, которые по условиям договора должны были достаться шведам.

Карельские монастыри.

Мирный договор 1323 г. привел к разделу карельских земель, но он имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.

Новгородский каменный памятный крестСуровая карельская природа привлекала многих монахов-отшельников ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом, и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Карелы часто называли православных монахов греками или, как говорили местные жители - «крейкка». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риеккала». Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркиеки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов. Во всяком случае он был основан преподобными Сергием и Германом не позднее 1329 г. В 1393 г. преподобным Арсением был основан Коневский монастырь. Это единственные из древних карельских монастырей северо-западного Приладожья сохранившиеся до нашего времени и хорошо известные.

Гораздо менее известен Сенной монастырь, некогда располагавшийся на о. Сенном, который нынеНагрудный образ с изображением "Процветшего креста" носит название Хейнясенмаа и находится в Лахденпохском районе.

Ныне мало, что напоминает об этом монастыре, а вот в 16 в. славили его наравне с Валаамским и Коневским. Путеводитель того времени "Пермский дорожник" второй половины XVI столетия так описывает монастыри Ладожского озера: "Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Клоневецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет".

Об основании Сенного монастыря известно немного. Большей частью указание на его основание дает рукопись 16 в. «Сказание краткое…» опубликованная историком Н. А. Охотиной. В этой рукописи говориться, что  эта славная обитель была основана иноком Саввой, о котором в Ска­зании говорится лишь то, что он «построил чудесную и ду­ховную пустынь во имя Пресвятой Животворящей Троицы на Сеннянском острове, а в ее устроении ему помогал христоименитый государь великий князь Иван Иванович, брат великого князя всея Руси Василия Ивановича». Согласно Сказанию основание Сенного монастыря относится к 70-80-м годам 15 в.

С момента основания Троицкий Сенной монастырь принадлежал к числу общежительных, живших по так называемому Афонско-Иерусалимскому уставу. В "Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)", составленной около середины 16 века Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится   в качестве примера строгого   и   неотступного соблюдения общежительного устава.

Кроме упомянутых, на карельской земле возникло и множество небольших монастырей. К сожалению, упоминаются они только в конце 16 в. в числе разрушенных шведами.

 

Церковное строительство.

Несмотря на мирный договор, шведские отряды продолжали нападать на карельскую землю. Одно из таких нападений совершенных в 1396 г. упоминается в Новгородской летописи: «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород». Административный центр Кюрьерского погоста находился там, где сейчас находится п. Куркиеки, а Кюлолашского вблизи современного п. Хийтола. Из этого отрывка ясно, что в то время в карельских погостах уже были церкви.

Нагрудный образ с изображением "Ветхозаветной Троицы"Карельские церковные приходы подчинялись новгородскому архиепископу. Но сам архиепископ посетил Карелию только один раз. В 1419 году в Карельскую землю совершил пастырскую поездку новгородский архиепископ Симеон. Вероятно эта поездка была связана с земельным переделом. Известно, что примерно в это же время пятая часть карельских земель была передана новгородскому Дому Святой Софии, то есть архиепископу. Вероятно в этот же приезд архиепископ назначил своего наместника в административном центре карельской земли г. Корела (Приозерск). В пользу этого говорит недавняя находка 8 свинцовых печатей принадлежавших наместнику архиепископа и датируемых 1430-ми годами.

Мы очень мало знаем о церковной жизни карел новгородского периода. Не сохранилось почти никаких документов этого периода. Археологические находки доносят до нас нательные кресты. На о. Кильпола найдена бронзовая икона 15 в. На иконе изображена «Ветхозаветная Святая Троица». Особый интерес представляет найденный на о. Кильпола каменный памятный крест. Такие кресты устанавливались в новгородских землях в 12–16 вв. в честь какого-то важного события.

В 1478 г. произошло присоединение Новгородских земель к Московскому государству. Карельские погосты были объединены в Корельский уезд с административным центром в г. Корела. Корельский уезд, в свою очередь, вошел в Водскую пятину. Московские власти произвели полную перепись новгородской земли. До нашего времени дошла писцовая книга Водской пятины 1500 г.

В писцовой книге перечислены главные церкви погостов и их штат. Так по Кирьяжскому погосту сказано: «На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет». Кирьяжский погост занимал территорию примерно соответствующую современному Лахденпохскому району. В него вошли вышеупомянутые Кюрьерский и Кюлалашский погосты. Погосты были и административной и церковной единицей, и потому несли двойное название. Так Кирьяжский погост назывался еще и Богородицким.

В конце правления Великого Новгорода церковная связь центра и окраин ослабла.  ВероятноКрест выбитый на жертвенном камне церковные нестроения достигли и карельской земли. Карелы отчасти вернулись к своим языческим привычкам. Поставленный на новгородскую кафедру в 1526 г. архиепископ Макарий, будущий митрополит московский ревностно взялся за искоренение злых обычаев. В 1534 г. он посылает в Корельский уезд иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими. Илья должен был внушить народу, дабы он тщательно и единодушно истребил огнем все языческие жертвенники, священные рощи и камни. Знахарей же с их учениками христианам следовало привести к Илье для увещания и наставления.

Вероятно, эта миссия не была до конца успешной, поскольку в 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий снова отправляет священника Никифора: «искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной». Илья и Никифор усердно искореняли злые обычаи, и по сей день можно найти в Карелии множество жертвенных камней с высеченными на них крестами.

Большой интерес представляет «Обыскная книга Федора Калитина» составленная в 1571 г. Обыск был проведен ввиду ужасного запустения карельской земли. Особый интерес обыскная книга представляет потому, что данные приведенные в ней должны были заверить выборные власти и погостские священники. Изучив ее мы можем многое сказать о карельских церквях и их настоятелях. Например вот что сказано о Кирьяжском погосте: «…К сим обыскным книгам Егорьевский поп Ермолай Лукин сын Сорольский и брата своего Никольского попа Ельферья Мегельского и в детей своих духовных и в прихожан место руку приложил…». Далее следует перечисление всех священников Кирьяжского погоста. Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла, Алексий  в церкви Рождества Христова  в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти.

Кроме церквей в которых были свои настоятели было множество небольших церквей и часовен в которых служили от случая к случаю. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня.

Война со шведами.

В 1570 г. началась война со шведским королем Юханом III. Война была очень жестокой и получила название «долгой ненависти».

В 1572 г. главнокомандующим шведскими войсками в Карелии был назначен Герман Флеминг. 29 декабря 1572 г. войска Флеминга выступили из Выборга. Флеминг придерживался тактики выжженной земли, уничтожая на своем пути все дома и убивая всех людей. Сохранилось его донесение об уничтожении Кирьяжского погоста: «…В центральной слободе Кирьяжскго погоста мы нашли две красивых церкви и монастырь. Сожгли все». А в конце добавляет: «Устроили русским кровавое рождество».

В результате боевых действий были сожжены почти все православные церкви и монастыри Корельского уезда. При этом было убито множество монахов и священников. История не сохранила нам их имен. Сохранилась лишь запись в синодике Валаамского монастыря конца 16 века: «В лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на Валааме старцов и слуг...» — и далее следует список из 34 имен. В 2000 г. они были причислены к лику святых и почитаются ныне православной церковью 5 марта по новому стилю. Их имена: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн.

От шведского нашествия бежали и монахи Сенного монастыря. В грамоте, выданной в мае 1581 года новгородским владыкой Александром, сеннянскому игумену Пимену с братией разрешается поселиться в пустовавшем Лужандозерском монастыре в Вытегорском погосте, на юго-восточном берегу Онежского озера.

К 1580 г. весь Корельский уезд оказался захвачен шведами. Большая часть населения было либо уничтожена, либо бежала в Россию. В проведенной шведами переписи упомянуты и разоренные карельские монастыри: «…монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркийоки, Гейнисемский в Терву, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнильский в Мёнчеля, Кухасалоский в Либелицах и Оружярвинский в Салминском приходе…». Этот список звучит похоронным звоном по уничтоженным малым карельским монастырям северо-западного Приладожья. В настоящее время о них напоминают лишь легенды и некоторые местные названия.

Однако в этот раз власть Швеции была недолгой. В 1595 г. Корельский уезд был возвращен России. Возвращенные земли представляли ужасающую картину. Населения оставалось не более 10%, большая часть домов была сожжена, уничтожены были и все православные церкви и монастыри. Необходимо было восстановить хозяйство, вернуть бежавших в Россию карел, создать новую линию обороны против шведов. И началось восстановление Корельского уезда с восстановления православия. Для этого в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоми­нается в числе архимандритов московского Симонова мо­настыря. Историк Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию.

Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей и монастырей. Были восстановлены большинство приходских церквей и в них назначены священники.

Однако мирный период длился недолго. В 1609 г. в Выборге был подписан договор согласно которому Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками.

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Оставшиеся защитники пообещали взорвать себя вместе с крепость, тогда шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Корельский уезд почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул епископа Корельского. В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь формально епископом Ко­рельским он этим своим званием подписался под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. Таким образом, среди восьми иерархов подписавших этот документ, стоит и подпись корельского епископа. Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

Под властью Швеции.

Шведские власти насильственно обращали карел в лютеранство. Православные карелы должны были участвовать в содержании пасторов, платить им за обряды крещения, венчания, отпевания, если даже и не пользовались их услугами.

Большинство православных монахов покинуло шведскую территорию, однако в некоторых глухих скитах продолжали пребывать старцы. Некоторые из скитов располагались на побережье Ладоги на территории Кирьяжского погоста. Так вблизи современного п. Вятиккя жил старец Домка Самуилов. В то время местность называлась Артонпохья. В народе старец слыл святым. Поэтому при шведской переписи местность получила название Святикка. Позже это название трансформировалось в  Вятиккя.

В 1618 г. была учреждена лютеранская епархия в Выборге, в подчинении которой оказался и Кексгольмский (Карельский) лен. Лютеранскому епископу были подчинены и православные приходы на завоеванных землях. В то время еще сохранились 26 православных прихода и 13 действующих церквей.

В 1622 г. шведское правительство обязало Выборгского епископа искоренить православные службы и обратить православных в лютеранство. Началось активное строительство лютеранских церквей. Часто под лютеранские церкви использовали бывшие православные.

Интересна история православного прихода в Тиурула. Владелец Тиурула Родион Лобанов сумел сохранить на своей земле церковь и православный приход. Лобанов перешел на службу к шведам и сумел стать доверенным лицом могущественного Якова Делагарди. В 1629 г. Лобанов даже стал фогтом северного Кексгольмского лена. Благодаря ходатайству Делагарди, Лобанову удалось сохранить на своих землях православный приход и действующую церковь. Долгое время это была одна из немногих действующих церквей в северо-западном Приладожье.

В правление Густава Адольфа пыта­лись посредством распространения книг знакомить с люте­ранской верой православных. Голландский букволитейщик Петер Зилов вызван был в 1618 г. в Швецию и получил 14 февраля 1625 г. королевское полномочие на право русской типографии в Стокгольме. Первое издание катехизиса было в 1628 г. на русском и саволакском диалекте финского языка. Текст был набран кириллицей.

Землевладелец из Терву Ефим Симонов (Симо Весимаа) занимался переводом лютеранского катехизиса на карельский язык. Для этой работы ему в помощь было дано 2 писаря. В 1644 г. был издан новый катехизис на карельском языке. По этому лютеранскому катехизису православных священников принуждали обучать прихожан. Если они отказывались – за этим следовал штраф, а затем заключение под стражу.

Этот факт интересен тем, что свидетельствует о том, что в то время существовала карельская письменность на основе кириллицы.

Жестоким гонителем православной веры был генерал-губернатор Финляндии Питер Браге. При нем значительно ожесточилось отношение власти к православным. Поняв, что с православием бороться трудно, Браге решил хотя бы оторвать православные приходы от России. Для этого в 1629 г. было задумано установить в Карелии и Ингерманландии автокефальное церковное управление. В 1633 г. Шведское правительство побуждало православных Кексгольмской губернии послать кого-либо в Константино­поль, чтобы патриарх хиротонисал его в митрополиты, а этот митрополит рукополагал бы уже в священники шведских подданных. Но народ пожелал остаться в единении с Новгородом и там поставлять для себя свя­щенников. В Кексгольмской губернии продолжали также следовать русскому календарю. Наконец шведскому правительству удалось раздобыть назначенного Константинопольским патриархом архиепископа для Ингерманландии. Но этот святи­тель какими-то судьбами оказался в Абоской тюрьме, как об этом сообщалось из Швеции в 1639 г.

Православные пытались отстаивать свои права в шведском суде. Сохранилось множество таких судебных дел. В них описаны разные случаи глумления над святынями и издевательства над православными. Так, один православный прихожанин, житель деревни Лапинлахти Тимофей Омельянов в виду отсутствия православного священника обратился к Куркиекскому лютеранскому пастору Петрусу Петринусу и его помощнику Нило Кроку с просьбой отслужить молебен в церкви Успения Богородицы. Они согласились, но войдя в церковь на глазах у прихожан сорвали храмовую икону и растоптали ее со словами “Вот что осталось от вашей русской веры”.

Сын судебного заседателя из Куркиеки Пекка Ляяпери отвез новорожденного ребенка в Россию, чтобы окрестить его по православному обряду. После возвращения, он вместе с женой был заключен в тюрьму в Кексгольме.

В 1656 г. Россия предприняла попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому договору. Основные боевые действия велись в Прибалтике. Православное население Приладожской Карелии воспользовалось этим чтобы выступить против притеснителей. Религиозный характер восстания был настолько ясно выражен, что в шведских летописях война получила название «война за веру». Православное население встречало русские войска как освободителей и всячески помогало им.

3 июля 1656 г. русские войска численностью 2500 человек осадили крепость Кексгольм. За лето ими были предприняты несколько неудачных попыток взять крепость, и 26 сентября осада была снята. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных карел, уничтожая скот.

Вместе с русскими войсками бежало и большинство православных карел.

До войны 1656 г. из Кексгольмского лена бежало 11000 человек, вместе с отступавшими войсками ушло еще 15000 человек. Русское правительство расселяли карельских беженцев на пустующих землях. Большинство карел Кирьяжского погоста было расселено в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии.

После этой войны православные карелы на шведской территории  составили около 5%.

История карельского народа являет удивительную стойкость в православной вере. Поставленные перед выбором сохранить свою веру или родину карелы избрали веру.

Надо отметить, что после войны за веру и массового исхода карел, религиозные притеснения на шведской территории значительно ослабли, и оставшимся православным карелам удалось сохранить свою веру до наших дней. Их потомки и составляют основу современной православной церкви Финляндии.

Библиография

  1. Чистович И., История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии, Спб.,1856.

  2. А. А. Гуляев, А. П. Дмитриев. Троицкий Сенной монастырь - младший собрат Валаама и Коневца. «Вуокса». Приозерский краеведческий альманах. Приозерск. 2000 г.

  3. А. П. Дмитриев. История Корельской (Кексгольмской) епархии. «Вуокса». Приозерский краеведческий альманах. Приозерск. 2000-2001 г.

  4. Петров Леонид. Судьбы церкви в юго-восточной Финляндии. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии / Изд. С.-Петерб. епарх. ист.-статистич. комитета. - СПб., 1875. - Вып. IV. - С. 3-271 (паг. 2-я).

  5. Аннинский Петр Матвеевич. Тивральская Вознесенская церковь. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии / Изд. С.-Петерб. епарх. ист.-статистич. комитета. - СПб.: Печатано в тип. Деп. уделов, 1875. -Вып. 1У. - С. 3-271 (паг. 2-я)

  6. «Сказание краткое». Труды Отдела древнерусской литературы» Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, Л., т. 47. Вступление, перевод, публикация и комментарии Н. А. Охотиной.

  7. А. М. Спиридонов. Новое о монастырской колонизации Северо-Западного Приладожья: Троицкий монастырь на о.Сенном (Хейнясенмаа). Сборник Краеведение и музей. Петрозаводск. 1996.

  8. Kurkijoen kihlakunnan historia. Kuujo E., Immonen T., Puramo E.,  Pieksamäki, 1958.

  9. Salenius J.M., Kreikanusko Suomessa.

  10. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997.

Вернуться обратно В начало статьи

"Кирьяж"

Краеведский центр п. Куркийоки.

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru