Водные пути древних карел.

 И. В. Петров, М. И. Петрова.

Северо-западная часть побережья Ладожского озера представляет из себя множество длинных и узких заливов и массу больших и малых островов. Это и есть Ладожские шхеры.

С ними связано множество загадок. Загадкой является постоянное сильное колебание уровня Ладожского озера. Например, колебания уровня озера между 1921 и 1924 гг. составило более 3 м.

Множество загадок хранят и глубины Ладожского озера. Прибрежные жители часто слышат сильный гул идущий из глубины, который даже получил специальное название «барантида». А. Дюма, совершая путешествие на о. Валаам в 1858 г., описал подводное землетрясение происходившее на Ладожском озере. В заливе Найсмери периодически наблюдают явления сходные с цунами.

Однако все эти явления требуют специального рассмотрения. В этом докладе мы рассмотрим загадки связанные с заселением людьми Карельского перешейка и северного берега Ладожского озера.

Последний ледник покинул северный берег Ладожского озера 10-12 тысяч лет назад. После этого, некоторое время поверхность земли была покрыта водой, а когда воды ушли и обнажилась суша, то на берегах Ладоги появилась растительность, а затем и животные. Вероятно вслед за ними пришли и люди. Однако о первых обитателях этих мест известно очень мало. Только в последнее время предприняты серьезные попытки к их изучению. В результате мы можем только сказать, что 5 тысяч лет назад на берегах Ладоги жили люди делающие каменные орудия из кварца и керамику.

Немногим больше мы знаем о начале н. э. Вероятно в то время в Приладожье кочевали саамские племена.

Ситуация меняется примерно в 6 в. н. э. В Приладожье появляются торговцы мехами.

Торговцы приходили по р. Вуоксе, по которой тогда можно было пройти от Финского залива у г. Выборга до Ладожского озера у современного г. Приозерска и оз. Суванто. (Суходольского). В то время Вуокса была значительно полноводней. Затем, из-за постепенного поднятия суши, Вуокса обмелела. Сохранившиеся документы говорят о том, что судоходное движение по Вуоксе от Выборга до Приозерска осуществлялось вплоть до 15 в. Но в 15 в. на этом пути уже надо было делать ряд волоков.

Выборгский рукав Вуоксы в районе п. Вещево был исследован в 1996 г. Г. А. Исаченко, который обнаружил, что этот путь проходил из современных оз. Макарьевского в Ламские озера, а также в оз. Большое Градуевское. Между этими озерами он обнаружил следы искусственных каналов.

Археологические находки 6-8 вв. сосредоточены по берегам р. Вуоксы и говорят о том, что торговцы мехами строили небольшие торговые фактории для меновой торговли с местным населением. Эти люди знали производство железа и были хорошо вооружены. Предметы их вооружения и украшения похожи на западно-финские и эстонские предметы того же периода.

Центры поселений находились на берегах Вуоксы в районе Лапинлахти (Ольховка), Ряйсяля (Мельниково) и Суотниеми (вблизи Приозерска). Часто поселения располагались вблизи порогов.

Особый интерес представляет найденное погребение в Нукутталахти на острове Риеккала неподалеку от г. Сортавалы, относящееся к VI в., что свидетельствует о проникновении торговцев и в Северное Приладожье.

Карта поселений карел 5-8 вв. н. э. 

В 9 в. ситуация меняется. В Северное Приладожье приходит большая волна поселенцев. Переселение происходит по Ладожско-Онежскому перешейку с юго-восточных берегов Ладоги. Это было финское племя родственное древней веси. Поселенцы застали в Приладожье и на Карельском перешейке кочевавших саамов и редкие поселения торговцев мехами. Смешавшись с ними они дали начало новой народности – карелам.

Большие карельские поселения продолжают традицию и располагаются на Вуоксе в районе Приозерска и на оз. Суванто. Но, кроме уже освоенной Вуоксы, поселения возникают и в шхерной зоне Ладожского озера в Куркиекском заливе и около Сортавала в устье реки Хелюляйоки. Чем же определялся выбор места карельских поселений.

Карта поселений карел 9-11 вв. н. э. 

 

9-12 вв. – называют эпохой викингов. Викинги на своих судах бороздили моря и по рекам проникали далеко в глубь суши. По системе Вуоксы и р. Неве викинги проникали и в Ладожское озеро. Они были хорошие воины, и соображения безопасности от их набегов выходят на первый план.

О частом посещении скандинавами Карелии говорят многочисленные находки украшений и оружия. Обилие таких находок в окрестностях Куркийоки даже вызвало предположение, что здесь находилось поселение скандинавов наподобие Старой Ладоги. В свою очередь карельские украшения находят и в Швеции и Эстонии.

О торговых связях с западной Европой говорят и многочисленные находки кладов серебряных монет. Большинство монет в кладах относятся к 11 в. Преобладают монеты германские, есть фризские, есть монеты из Средней Азии.

Карта поселений карел 12-14 вв. н. э. 

Вернувшись из похода, викинги сочиняли саги о своих приключениях. Первое письменное упоминание о карелах мы встречаем в сагах о походах шведских викингов.

Во многих сагах мы встречаем упоминание о народе кирьяла. По словам саг, этот народ был богат, торговал с саамами, проникая для этого далеко на север и оказывал викингам достойное сопротивление. В «Саге о древних конунгах» говорится о конунге Иваре Видфамне, который даже погиб во время похода на кирьялов.

В «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» рассказывается о битве викингов в Кирьяланботнаре, которая находилась на востоке от Старой Ладоги. В саге также рассказывается о Гриме, который жил в замке, и правил всей этой страной. Хотя саги и не могут считаться достоверными историческими источниками, но упоминание в сагах карел и Карелии говорят о существовании связей между скандинавами и карелами и о военном и экономическом развитии Карелии в то время.

Землю кирьялов викинги называли Кирьялаланд или Кирьялаботн. Последнее название можно перевести как кирьялы живущие в конце заливов. Такие заливы, фиорды, есть только на северном побережье Ладожского озера. Сопоставив это название с археологическими находками в Северном Приладожье, которые говорят, что поселения местных жителей действительно располагались в концах длинных заливов, можно отожествить с ними народ кирьялов. Интересно, что известный ученый лингвист Д. В. Бубрих считает, что название народа происходит от балтийского слова «гирья», что означает горная страна, возвышенность. И действительно Северное Приладожье от Приозерска до Питкяранты возвышается над окружающей ее плоской местностью.

Правда существуют и иные версии происхождения этого слова. Наиболее старая версия производит название Карелия от «karja» - скот и от занятия карел скотоводством. Эта версия существует с 17 в.. Подтверждением этой версии является название «кобылицкая корела» встречающаяся в русских летописях.

Карстен производит название от германского слова “harja”, означающее группа людей. От этого слова происходит название провинций в Швеции: härad. Ниссила указывает, что слова карья в смысле группа людей было широко распространено. Суффикс же –ла появился позже и указывает на позднее появление названия.

Торговля мехами приносила карелам большие богатства, которые надо было охранять от грабителей. В это время в северном Приладожье возникает уникальная система обороны, в основе которой лежали многочисленные крепости на отвесных скалах, по берегам длинных фиордов и в устьях рек. Аппельгрен приводит 360 карельских названий со словом крепость (linna) относящихся к скалам, островам, горам. Однако, вероятно большинство их них не было крепостями и получили свои названия по аналогии с настоящими крепостями. В настоящее время доказано существование в северном Приладожье не менее 36 крепостей. Особенно много их в окрестностях Куркийокского залива, залива Найсмери и о. Кильпола.

Археологи исследовали только несколько таких крепостей. Это Паасо в устье р. Хелюляйоки (Сортавала), Микли (неподалеку от Лахденпохья), Куркийоки и Хяменлахти (в 4 км. от Куркийоки). Кроме того исследовано городище Тиверск на Вуоксе, которое было построено значительно позже, но несет на себе все черты классического карельского городища.

Древние крепости в Карелии чаще всего располагаются на побережье в глубине заливов или на реках. Не всегда это действительно холм или гора, но всегда труднодоступное место. Более половины крепостей расположены на возвышенностях превышающих 30 м., а городище Паасо и Микисало в Импилахти превышают 70 м.

Крепости окружались каменными валами, часто двойными и тройными. Камни складывались насухо. Иногда каменные валы сверху засыпались землей. Во многих крепостях имеются в валах проходы. Иногда крепости укреплялись деревянными  стенами. Остатки таких стен найдены в Паасо и Хяменлахти. В крепостях найдены также остатки домов, очагов, костров.

Крепости древних карел

В настоящее время большинство валов разрушено. Иногда это связано с деятельностью человека, но часто валы просто обрушились и камни лежат в строгом порядке на склоне горы. И эта загадка требует дополнительного изучения. Известный геолог Андрей Алексеевич Никонов считает, что это следы сильного землетрясения произошедшего после 12 в.

Обилие археологических находок, а также множество крепостей в окрестностях Куркийокского залива позволяют предположить, что именно здесь располагался центр расселения Приладожских карел в 11-12 вв. Возможно здесь находился какой-то административный центр и влиятельный карельский правитель. Во всяком случае, такую гипотезу выдвигает известный финский археолог Пирьо Уино (Pirjo Uino).

Оборона строилась следующим образом. Удаленные крепости служили для наблюдения и сбора войск. Для той же цели служили и возвышенности, с которых могли подаваться сигналы. В Карелии есть много возвышенностей с названиями указывающим на это - Vahtimäki (сторожевая), Kokkomäki (гора костра). И наконец крепости расположенные непосредственно в поселениях служили для укрытия женщин, детей, скота и имущества во время серьезного нападения.

Несомненно, что для строительства такого большого количества крепостей, возведения валов и просто для того, чтобы держать такое большое количество постоянных наблюдателей в крепостях надо было иметь развитую социальную структуру и большое богатство.

Однако, полностью роль карельских городищ еще не понятна. Некоторые археологи считают, что городища имели и религиозное значение. Это подтверждается находками на многих городищах следов сожжений коней. При раскопках часто находят кучки углей с лошадиными зубами.

Что же вызвало бурный рост карельских поселений? Толчком к этому послужило открытие водного пути на север в Лапландию.

Основной путь начинался из Ладожского озера вблизи п. Хийтола по р. Кокколанйоки. Он позволял пройти зимой на санях, а летом на судах от Ладожского озера до озера Пихлайавеси. Далее начиналась разветвленная сеть рек и озер, по которым можно было проникнуть вплоть до р. Оулуйоки и выйти в Ботнический залив, или до р. Кемийоки, впадающей в белое море. Этот путь подробно исследован в работе профессора Йулку Куости (Julku Kyösti).

Водные пути древних карел

Вероятно этот путь использовался в основном зимой, так как множество порогов затрудняло передвижение по этой водной системе летом.

На всем этом огромном пространстве кочевали многочисленные саамские племена и было много дорогой пушнины. И карелы устремились по этому «великому меховому пути».

Меха зимой поступали в Приладожье, а летом отправлялись дальше – в Новгород, Готланд и далее вплоть до Византии и Средней Азии.

К этому же времени относятся многочисленные находки свидетельствующие о присутствии карел на всем протяжении водного торгового пути, ведущего на север. Это, в основном, карельское оружие и карельские украшения.

Предметы сделанные на берегах Ладоги находят на севере Финляндии, Норвегии и Швеции. Орнамент на деревянных предметах из Аиттоперя и Пудасярви, в точности воспроизводит орнамент на берестяном кошельке найденном на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска.

Саамов и корелу сближали не только торговые контакты, но и родственные связи. Вариант приладожско-карельской руны, рассказывающей о пребывании Лемминкяйнена в северорусском городе Коле, и саамская эпиче­ская песня «Пяйве-пойка» («Парень из Пяйвелы») говорят о существовании саамско-карельских браков.

В подробностях восстановить торговый водный путь карел на север удалось благодаря сохранившемуся документу. В этом документе, записанном в 1556 г., описывается беседа фогта г. Турку с неким карелом Ноусиа Веняляйненом. Содержание беседы касалось торговых путей из г. Корела (Приозерск) по р. Кокколанйоки и далее к северным районам Ботнического залива, к г. Оулу. О том, что в XV — XVI вв. этот путь широко использовался карелами и в торговых, и в воен­ных целях, общеизвестно. Но Ноусиа о нем говорил как о хорошо знакомом с такой убедительностью и уверен­ностью, что возникает предположение об известности названного пути с давних времен.

Обширная торговая деятельность карел вплоть до Ботнического залива находит свое отражение и в скандинавских сагах. Так в исландской «Саге о Эгиле» описан поход в Лапландию Торольфа Квелдулфссона воина короля Харальда Харфагера для сбора дани и его конфликт с карелами. Действие саги относится к 9 в. и может описывать реальный конфликт карел с квенами и норвежцами. Однако сага была записано Снорри Стурулсоном в 11 или 12 в., и возможно в ней описаны реальные события этого времени.

Закончилось противостояние карел и норвежцев на севере, подписанием в 1326 г. договора, который разделил новгородские (в состав которого в то время уже входили и карелы) и норвеж­ские земли, поставив тем самым заслон перед новгород­цами. Но обе стороны сохраняли за собой право на сбор дани с саамов. Один из пунктов договора обязывал новгородцев возвратить захваченные у норвежцев земли.

О присутствии карел вплоть до р. Торнионйоки, говорит нам и топонимика этих мест.

В сагах о походах викингов часто упоминается и земля биармов. Кто такие были биармы и где была их земля? Это также является загадкой. Многие историки считают, что земля биармов лежала на берегах Белого моря, а сами биармы – это карелы, к этому времени заселившие их. Описание биармов в «Саге об Одде Стреле» очень напоминает древних карел.

Таким образом древние карелы прочно контролировали важнейшие торговые пути. Первая часть этого пути проходила из Балтийского моря по Вуоксе в Ладожское озеро. Вторая часть пути проходила по шхерам Ладожского озера от устья р. Вуоксы до устья р. Кокколанйоки и далее вплоть до р. Хелюляйоки около Сортавала. Третья часть пути начиналась от берегов Ладожского озера и по системе рек и озер вела далеко на север вплоть до Ботнического залива (р. Оулуйоки) и Белого моря (р. Кемийоки).

Нам удалось проследить прохождение этого пути в Ладожском озере. По карте этот путь хорошо прослеживается по многочисленным топонимам «ристи» (крест). Вероятно, что кресты устанавливались на этом пути и служили навигационными знаками. Ристисаари (крестовый остров), ристиниеми (крестовый мыс), а также многочисленные ристимяки и ристивуори (крестовая гора) часто встречаются на всем протяжении этого пути. Обычно они обозначают поворот или узость. Следуя по этим знакам мы прямо попадаем на одно из древних поселений.

Проследив этот путь на местности мы также обнаружили следы искусственных каналов.

В настоящее время уровень Ладоги значительно понизился. Поэтому следуя по древнему пути мы вместо пролива часто встречали заболоченную низменность.

Торгуя мехами, карелы скопили большие богатства. По словам известного археолога 19 в. Т. Швиндта в Приладожье найдено больше кладов, чем в любом другом районе Финляндии. О богатстве карел говорят и богатые дохристианские захоронения. В них находят множество серебряных украшений и хорошее оружие.

К 12 в. основным торговым партнером карел становится Новгород. Первое упоминание карел в русских летописях мы встречаем в 1143 г.

В середине 12 в. начинается проникновение шведов в Финляндию. В 1249 г. шведы захватили земли племени хямь и стали непосредственными соседями карел. Традиционные водные пути стали опасны для карельских торговцев. Вероятно это вынудило карел заключить военный союз с Новгородом.

В русских летописях сохранились записи об успешных боевых действиях карел совместно с новгородцами. Можно упомянуть такие. В 1187 г. карелы с новгородцами совершили поход на столицу Швеции Сигтуну. Город разграбили и сожгли. Захваченные в походе городские ворота до сих пор украшают новгородский Софийский собор. В 1198 г. карелы с новгородцами захватили опорный пункт Швеции в Финляндии г. Або. Город был разграблен. В качестве добычи был захвачен церковный налог со всей Финляндии за 5 лет, который готовили к отправке в Рим.

От новгородцев карелы переняли приемы обработки металла, изготовления украшений и многое другое. Постепенно образовался симбиоз новгородской и карельской культуры.

От новгородцев карелы приняли христианство. Летопись говорит о крещении карел в 1227 г., когда новгородский князь Ярослав, отец святого благоверного князя Александра Невского, прибыл в Карелию и массово крестил карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». Однако вероятно христианство проникло к карелам уже раньше. Исследование захоронений позволяет говорить, что смена языческих захоронений христианскими происходит в Приладожье на протяжении 12 в. Хотя отдельные языческие захоронения встречаются и позже.

Новгородцы создали на территории Приладожья привычную административную систему – погосты.

Название карельских погостов мы впервые встречаем в 1396 г. в «Первой Новгородской летописи»: «В лето 6904 (1396). Того же лета пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьерскый и Кюлолашскый, и цер­ковь сожгоша; и князь Костянтин с Корелою гнася по них, и язык изима и присла в Новъгород».

Встречается название Кюрьерского и Кюлялашского погостов и в новгородских берестяных грамотах: «Беють челом корила Погоская, Кюлолашская и Кюриерская Гос­подину Новугороду. Приобижены есмь с нимецкой половине. Оцтина наша и дидена ... а у нас у Вымолчовъ господъ, а имали крецетея ... и верьжи пограбиле, а сами есмь …».

Попытки противостоять шведам в союзе с новгородцами были успешны лишь отчасти. В 1295 г. шведы вторгаются непосредственно в карельские земли и строят в устье Вуоксы замок Выборг. В ответ в 1310 г., тверской князь Борис Константинович, приглашенный новгородцами для обороны Карелии, возводит замок в г. Корела.

Попытки карел и новгородцев вернуть утраченные земли не увенчались успехом и в 1323 г. в крепости Орешек был заключен мирный договор со шведами, в котором признавалась собственность шведов на три карельских погоста: Яскис, Эврепя и Саволакс.

Интересно, что ореховецкий договор сохранил за карелами их водные пути по Кокколанйоки и далее. Граница 1323 г. проходит отступя от берегов р. Кокколанйоки, оз. Пихлайавеси и далее оставляя территорию севернее р. Пюхяйоки в собственности карел. Этим признавалась важность этих торговых путей для карел и новгородцев. Важность безопасности торговых путей подчеркивалась и тем, что при заключении договора присутствовали, кроме русских и шведов, представители Ганзейского союза - готландские купцы.

Границы установленные ореховецким договором формально существовали до 1595 г., но в действительности почти сразу стали нарушаться. Шведы продолжали нарушать границу и нападать на карельских купцов. Торговля для карел становилась все опасней.

В 1365 г. шведский король запретил карельским судам плавать по Ботническому заливу. А в 1377 г. шведы захватили и карельскую крепость в устье реки Оулу. Попытка карел отбить крепость не удалась и нижнее течение р. Оулуйоки осталось за шведами.

Наконец, в нарушении всех договоров, в 1470 г., шведы построили на своей восточной границе, в области Саво, новую крепость Олафсборг (Нейшлот, Олавилинна, Савонлинна). Эта крепость окончательно перерезала торговые водные пути карел. Сильные правители Савонлинна, Выборга и Корелы, сами заключали мир и объявляли войну. Они устанавливали пошлину с купцов, а часто и просто отбирали их товары.

И хотя водный путь начинавшийся по р. Кокколанйоки от Ладожского озера до г. Оулу на Ботническом заливе использовался карельскими торговцами до 16 в., но былой расцвет торговли был позади. Карелы из торговцев становятся воинами.

Мы можем прийти к выводу, что открытие торговцами водного пути по Кокколанйоки послужило формированию карельского народа на северных берегах Ладоги. Интенсивное использование этого пути привело к расцвету карельской культуры.

Интересно проследить дальнейшее использование древних водных путей. Водный путь по Вуоксе от Выборга в Ладожское озеро использовался вплоть до 15 в., а затем ввиду его обмеления был заброшен.

Интересно описание сделанное Н. Я. Озерецковским в 1785 г. северной части этого пути: «От города Кеми, хотя и с трудностию по причине многих и больших в реках порогов и что в пределах Шведской Лапландии надлежит перетаскивать суда чрез небольшие от 1 до 3 верст болотные наволоки, ходят однако ж из Белого моря в Ботнический залив с небольшим грузом лодки, по озерам и рекам в Российской и Шведской Лапландии текущим».

Водный путь по Вуоксе от оз. Саймаа до Ладожского озера использовался до 1857 г., когда был прорыт канал из Вуоксы в оз. Суванто (Суходольское) и рукав Вуоксы от этого места до Кексгольма (Приозерска) сильно обмелел. Здесь надо упомянуть и о другой ветви этого пути, который в средние века вел из Вуоксы в оз Суванто и далее в Ладогу через примерно километровый волок. На этом волоке стоял древний русский город Волок Сванский. В последствии этот путь стал использоваться редко, а после образования р. Тайпале в 1818 г. и вовсе стал невозможен.

Водный путь по Ладожским шхерам от Кексгольма (Приозерска) до Сердоболя (Сортавала) использовался местными жителями еще очень долго. Даже в 18 в. от Кроноборга до Яккима не было прямой дороги и жители следующие от Кексгольма до Сердоболя по суше должны были часть пути совершать по воде.

В настоящее время эти водные пути представляют большой интерес для туристов. Современные байдарки, каноэ и другие легко переносимые средства позволяют легко пройти по древним водным путям от Выборга и оз. Сайма до Ладожского озера, по Ладожским шхерам и даже попытаться повторить путь древних карел от Ладоги до Ботнического залива и Белого моря. Туристов привлекают живописные места и древняя история. На пути можно встретить множество древних городищ. Интересно было бы также попытаться восстановить древнюю навигационную систему установив кресты на островах, возвышенностях и мысах носящих название «ристи» (крест).

Библиография

 

  1. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997.

  2. Aleksandr Saksa. Rautakautinen Karjala. Joensuun yliopiston. 1998.

  3. Julku Kyösti. Oulujoki karjalaisten kaukoliikenteen väylänä keskiajalla. Oulu. 1967.

  4. С.И. Кочкуркина, Древняя Корела, Ленинград, Наука, 1982.

  5. Х. Киркинен, П. Невалайнен, Х. Сихво. История карельского народа. Петрозаводск, 1998.

  6. С.И. Кочкуркина, А. М. Спиридонов, Т. Н. Джаксон. Письменные известия о карелах (X-XVI в). Петрозаводск, 1996.

  7.  Г. А. Исаченко. Вуоксинская эпопея. «Вуокса» Приозерский краеведческий альманах. С.-Петербург. 2001.

Вернуться обратно В начало статьи

"Кирьяж"

Краеведский центр п. Куркийоки.

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru