Камни и древние обычаи

Вернуться обратно

"Чашечник" с крестомВ древности карелы почитали камни. Они считали, что духи камней такие же сильные, как и камни. В каждой карельской деревне был свой почитаемый камень. Это были отдельно стоящие большие камни, часто причудливой формы. Может быть, эти верования карелы переняли у лопарей, у которых культ сейдов – духов живущих в камнях сохранился до наших дней.

Иногда на камне выдалбливали углубления (чашки). Камни с такими углублениями называют «чашечниками». Сохранились легенды, по которым после смерти человека в родовом камне выдалбливали такую чашку. По определенным праздникам у таких камней собирались родственники на поминки, а в чашечки клали немного еды для умерших.

Некоторые такие обычаи сохранились до 19 в. В Сорола, на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Егорьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето.

О том, что карелы в древности почитали камни, пишет Агрикола в предисловии к псалтыри: «Многому другому тоже поклонялись — камням, пням, звездам и луне».

Крест на берегу РокколампиО древних верованиях карелов пишет в 1534 г., и архиепископ новгородский Макарий при наставлении на борьбу с язычеством иеромонаха Ильи с детьми боярскими: «…а молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью…те скверные молбища, камение и древеса везде разоряти и истребляти в конец…». А в своем послании к царю Ивану Васильевичу он так описывает эти карельские обычаи: «Суть же сквер­ные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы». А инок Илья: «…нача искореняти прелести кумирские и скверные мольбища, лесы сечи и огню предавати, камение же чье в воду метати…». Однако, не все камение удалось в воду пометати. На больших камнях инок Илья выбивал кресты, чтобы изгнать злых духов, живших в них. Такие кресты можно видеть на жертвенных камнях в Суотниеми вблизи Приозерска, на большом камне на Тиверском городище и в некоторых других местах.

Выбит крест и на скале на берегу озера Рокколампи, что вблизи Ихоярви. Рядом с этой скалой есть многочисленные каменные кучи.

Конь-каменьЕще одно свидетельство жертвенного камня – это житие преподобного Арсения Коневского. Арсений решил поселиться на о. Рантасаари в Ладожском озере и основать на нем монастырь. Когда он построил свою келью, то обнаружил, что на острове находится громадный камень, напоминающий голову коня. Местный житель рассказал ему, что на этом камне карелы раз в год приносят в жертву коня. Арсений запретил делать это. Он совершил молебен у камня и окропил его святой водой. Тогда из камня вылетели духи, принявшие облик черных воронов и улетели в сторону материка. С этого времени на острове не живут змеи, а сам остров получил название - Коневец.

Каменная куча на РуиссаариХранят свою тайну многочисленные каменные кучи. Такие кучи находят по всему Ладожскому побережью. Обычно они располагаются большими группами, часто на южных склонах гор или на мысах.

Около 40 таких куч находится на мысу Иивониеми в Куркийокском заливе. Множество куч есть на берегу оз. Вейаланярви вблизи п. Куликово. Археологические исследования показали, что некоторые каменные кучи – это карельские захоронения. Предназначение же большинства из них остается тайной. Может быть – это древние карельские капища, а может, они появились еще до прихода карелов на Ладогу.

Хранят свою тайну и каменные столы. В Приладожской Карелии известно довольно много таких каменных столов. Обычно это большой плоский камень, окруженный камнями поменьше. Они располагаются на возвышенных местах. Часто такое место носит название «кяряямяки» (гора совета). Может быть, за таким каменным столом собирался на совет карельский род. Такой стол сохранился на о. Линнасаари в заливе Терву. Такой стол был и в Риеккала вблизи п. Куркиеки, но при строительстве в 60-е годы 20-го века он был разрушен.

В местечке Рюхмялахти в волости Лапинлахти люди жили с давних Стол совета на Линнасаарипор. Население его было православным, на скале Михкали стояла церковь. У берега сегодня можно увидеть причалы, сложенные из груды камней, ― явные свидетельства древности этих торговых путей. А на пологом склоне Лапинмяки остались каменный стол в окружении каменных стульев. Там было место совета.

Удивительная находка была сделана на о. Кильпола. В 80-е годы 19 в. при земляных работах был найден каменный новгородский крест. Такие кресты называются кельтскими. Их множество находят в Ирландии, Англии и в Скандинавии. В 12-14 вв. такие кресты ставят новгородцы, чтобы отметить памятное место. Обычно это место гибели знатного человека, место сражения или место, где произошло важное событие. Немного осталось таких каменных крестов и только один из них найден в Карелии. Наверное, навсегда останется тайной, какое событие должен был напоминать этот крест. Но найден он в начале древнего торгового пути, который вел из Древней Карелии далеко на север, до Ботнического залива и Белого моря.

Сохранилось интересное предание,  которое проливает свет на загадку ладожских землетрясений: “В стародавние времена некий князь перед дальним путешествием пошёл к арбую (жрецу), чтобы тот предсказал, удачным ли будет поход. Арбуй ответил: ”Когда будешь возвращаться и уже увидишь родные берега, твоё судно утонет”. Задумался князь, но всё равно отправился в путешествие. И вот возвращается он из далеких стран, и видны уже и остров Каннансаари, и родные берега Куркийокского залива. И тогда князь сказал: ”Видно, ошибся на сей раз арбуй! Не пройдёт и часа, как я буду дома!” В это время корабль проходил по самому узкому месту пролива — под отвесной скалой Риуттавуори. Неожиданно раздался страшный треск, грохот. От скалы откололись огромные глыбы и потопили корабль…” Было это на самом деле или нет, трудно сказать, но то, что из воды и по сей день выступает груда гигантских глыб, — несомненно.

Вернуться обратно