Лахденпохский район. От каменного века до наших дней.

Корела в составе Русского государства.

вернуться обратно

В 1478 г. произошло включение карельских земель вместе с другими новгородскими владениями в состав Русского централизованного государства. На бывшей новгородской территории были созданы новые административные единицы - пятины. Корельский уезд входил в Водскую пятину. В то время была проведена первая перепись уезда в целях правильного налогообложения. Однако первая перепись не сохранилась и дошла до нас только в упоминаниях в более поздних переписях.

Икона Святой Троицы. Найдена на о. Кильпола.В 1499 – 1500 гг. была проведена вторая перепись Корельского уезда. Эта перепись дошла до нас в виде Писцовой книги Дмитрия Китаева и Никиты Губы Моклокова. Книга представляет собой огромную ценность для изучения истории Карелии. Это наиболее старая и наиболее полная перепись населения Корельского уезда. Уникальность книги еще и в том, что она содержит ссылки не только на более старую перепись конца 1470 гг., но и на время, когда Корельский уезд принадлежал Новгороду. Таким образом, по ней мы можем не только детально изучить хозяйственную жизнь карел в 1500 г., но и проследить историю их развития почти с 1400 г.

Корельский уезд делился на Переднюю Корелу, состоящую из трех погостов, и  Заднюю Корелу состоящую из 5 погостов. Административным центром Корельского уезда был город Корела (Приозерск). В городе жил управляющий, торговый люд и ремесленники. В 1500 г. в Кореле было 188 дворов посадских людей. Многие из них были рыболовами, указан также один бондарь и шесть скоморохов.

Согласно писцовой книги 1500 г., Корельский уезд был заселен в основном по берегам рек и озер, где располагались наиболее плодородные земли. Деревни состояли из небольшого числа дворов. Как правило, число дворов не превышало 3-4. Расстояние между деревнями было 20-30 км. Обработанные земли перемежались лесами и болотами. До перехода уезда к Москве, большие земли в передней Кореле принадлежали знатным новгородцам. Это такие известные люди как Марк Панфильев, Василий Балакшин, Лука и Исак Левонтьевы, Мартемьян Феклистов, Григорий Петров, Настасья, вдова Ивана Григорьева и др. После перехода земель к Москве, появляются новые землевладельцы. Это известные московские фамилии: Русалкин, Тучков, Путятин, Пушкин. В Задней Кореле земли в основном принадлежали своеземцам и чернокунным крестьянам, то есть людям свободным.

Печать наместника в КорелеБольшое количество земли в Корельском уезде принадлежало монастырям. Так, Валаамскому монастырю принадлежало 67, а Коневецкому – 58 деревень, в которых проживало около 400 крестьян.

Присоединение Новгорода к Москве ознаменовалось изменением формы налога. Если новгородцы собирали налоги в основном натуральными продуктами, то Москва стала требовать уплаты деньгами. В это время основными сельскохозяйственными культурами в Карелии были рожь, овес и ячмень, а также гречиха и лен. Налоги также платили шкурками белок, куниц и бобров. В погостах Кирьяжском и Сердобольском некоторые деревни платили налоги ловчими соколами сапсанами. В г. Корела и Ажила Кирьяжского погоста налоги платили красной рыбой.

Кирьяжский погост входил в Заднюю Корелу. Погост граничил на юге с Городенским погостом, а на севере с Сердовольким.

Покорение Новгорода Иваном IIIАдминистративный центр погоста находился на правом берегу реки Куркиеки, при впадении ее в Ладожское озеро, где сейчас находится п. Куркиеки. В этом месте стояла большая церковь Рождества Пречистой Божьей Матери. Поэтому официально погост назывался Богородицким Кирьяжским погостом. Первое упоминание этой церкви в летописи относится к 1396 г., но финский историк Хейкки Киркинен считает, что церковь в Куркиеках была уже в 13 в. В церкви служили священник Кузьма, дьякон Гавриил, церковный сторож Лучка и проскурница Орина. Еще одна церковь была при кладбище, которое располагалось в Отсанлахти.

Престольный праздник погоста отмечался 21 сентября (новый стиль) в день Рождества Богородицы. В дни праздника проводилась большая ярмарка.

Погост, в свою очередь делился на перевары и деревни. Деревни были небольшие по 7-8 дворов и объединялись в перевары. Название перевара сохранились с древних времен. Вероятно, первоначально перевары объединяли членов одного рода.

В 1500 г. на территории погоста было 814 дворов и 143 деревни. Население состояло из 1053 налогоплательщиков, в то время это были главы семей. Считается, что в то время на каждого налогоплательщика приходилось 6 иждивенцев, поэтому население погоста было около 6000 человек.

Иван IIIНа территории погоста было 12  водяных мельниц - из них 5 на р. Хиитоланйоки и 3 на р. Соскуанйоки. На мельницах было также установлено оборудование для распиловки бревен на доски.

Процветал лососевый промысел на р. Хиитоланйоки и лов жемчуга в районе Терву. В деревне Сандалакше осуществлялось производство железа из болотной руды. Там жили кузнецы. В деревне Сороле жили ловцы соколов. Там же жили тимьянщики. Тимьян в то время использовался в церквях вместо ладана и варился из смолы с добавлением ароматических трав.

В течение 16 в. натуральный оброк был заменен на денежный. Это нашло отражение и в писцовых книгах. Часто мы находим упоминание, что оброк выраженный в шкурках был заменен на денежный эквивалент.

На Кирьяжском погосте смена власти почти не отразилась. Около четверти земель погоста в то время принадлежали так называемым «чернокунцам». Чернокунцы это потомки карельской знати. Они были свободными, владели землей и платили только оброк великому князю. Название их происходит с того времени, когда оброк платили мехами. Около 60 % земель принадлежали непосредственно великому князю. Крестьяне, жившие на этих землях, также были лично свободными, но платили наместнику князя арендную плату за свои земли. Оставшиеся земли принадлежали монастырям.

На протяжении 16 в. переписи следовали регулярно. Но до нашего времени описания Кирьяжского погоста сохранились в русских архивах только в «Писцовой книге Дмитрия Китаева 1500 г.» и «Обыскной книге Кирьяжского погоста Федора Калитина 1571 г.». Кроме того, в шведских архивах сохранился «Список дымов 1590 г.» составленный шведами после оккупации Приладожья в 1581 г.  Изучив их, мы можем довольно подробно описать Кирьяжский погост в 16 в.

В начале 16 в. в Кирьяжском погосте происходит строительство многочисленных церквей. Для удобства погост был разбит на 9 приходов: Тиурула, Вейяла, Лапинлахти, Терву, Сорола, Микли, Ууккуниеми, Тюрья, Самматлампи. Последние 3 прихода в настоящее время расположены на территории Финляндии.

В писцовой книге  1571 г. перечислены названия некоторых церквей и имена их настоятелей: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла, Алексий  в церкви Рождества Христова  в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти

Кроме этих основных церквей, было множество часовен и церквей, не имевших постоянного священника. В среднем на 500 человек жителей приходилась одна церковь или часовня.

Около 10 % земель Кирьяжского погоста принадлежали монастырям. Это были монастыри Спасо-Преображенский Валаамский,  Рождества Богородицы Коневский, Иоанна Предтечи с устья Корельского городка и Никольский Корельского городка. На отдаленном острове Сенном (Хейнсимаасаари) находился монастырь Святой Троицы. На о. Канансаари в Куркиекском заливе был женский монастырь.

Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия, часто можно проследить их эволюцию. Так частые названия «спас» от спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатьярви». Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». Это название происходит от Николая.

Интересно происхождение название деревни «Вяттика». Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка.

Митрополит МакарийОднако, в быту карел еще долго сохранялись пережитки язычества. Это проявлялось в обращениях к колдунам, знахарям и ворожеям. Так, в 1534 г. новгородский архиепископ Макарий писал в Москву: «…Здесь мне сказывали, что деи в ваших местех многие христиане з женами и с детми своими заблудили от истинныя христианския православныя веры. О церкве деи божии и о церковном правиле не берегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом на покаянье не приходят. А молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю…».

Для борьбы с этим явлением он в этом же году послал в Карельский уезд иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими: «…послал к вам и к вашим детем духовным и к всему православному христианству, в ваши места, с своим Рожественским священником с Ильею; а с тем священ­ником с Ильею послал есми своих детей боярских Васюка Палицина да Ивашка Ошманаева, а приказал есми им у всех христиан в ваших местех, те скверныя молбища велел разоряти и истребляти, огнем жещи, а христиан тех мест велел есми священнику Илии наказывати и поучати на истинную православную Христову веру…».. Летописи говорят, что Илия два года вел борьбу с язычеством.  В 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий отправляет священника Никифора: «искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной». Вероятно, как память об этих событиях в деревни Ихоярви на берегу озера Роккалампи на гранитной скале на старом жертвенном камне остался высеченный крест.

Надо сказать, что языческие обряды в быту карел сохранились и до недавнего времени. Так в XIX в. Т. Швиндт писал: «В Кууппала на кладбище у корней большой черемухи приносилось в жертву первое молоко после отела коровы и первое зерно с нового урожая. Дерево почиталось священным. Почти каждая группа карел имела свое такое место или у корней дерева или у камня. Такие места были в Риеккала, в Соскуа и Савоя.».

С 1540 г. вновь начинаются пограничные столкновения. Благоприятные годы вызвали рост населения, особенно на шведской стороне. Управляющие приграничных территорий старались самостоятельно расширить свои владения за счет карельских земель. В 1547 г. комендант крепости Олавлинна Густав Финк захватил земли новгородских карел. Он совершил также несколько нападений на Приладожье, дойдя до Кирьяжского погоста. Ответом стало нападение карел на Саво.

В 1555 г. в необъявленной войне приняли участие и регулярные войска с обеих сторон. Постоянные набеги разоряли приграничные земли и в 1544 г. комендант крепости Корела Федор Карпов и комендант Олавлинна Густав Финк заключили временное перемирие.

В 1557 г. был заключен новый мирный договор, подтвердивший границу Ореховецкого договора.

Очень интересные выводы позволяет сделать изучение Обыскной книги 1571 г. Обыскная книга отличалась от писцовой тем, что в ней были описаны не существующие налогоплательщики, а разоренные хозяйства. Часто приводятся и причины разорения. Сам обыск был предпринят ввиду чудовищного разорения карельской земли. Так сравнение книг 1500 и 1571 гг. показало, что к этому времени около 90 % пашенных угодий было заброшено.

Иван IV ГрозныйСреди причин запустения указываются: «хозяина громом убило, детишки с голоду примерли, дворишко распалось», «утонул на ловле в Ладожском озере», «двор сгорел», «немцы убили, хоромишка сожгли, дети сошли безвестно», «бежал безвестно от царевых податей, двор сожгли опришные», «одолжав от государевых податей, сам умер, дети по дворам волочатца». Среди причин разорения на первом месте стоит разорение от непосильной подати, на втором разорение от шведов и на третьем бытовые.

С введением опричнины, стали практиковаться разбойничьи нападения, с целью выколачивания налогов. Так в 1570 г. опричники напали на Кирьяжский погост. При этом они сожгли 14 домов, убили 30 человек, 13 человек подвергли пыткам и разграбили 21 дом.

Началось массовое бегство карел от непосильных налогов и нашествий шведов. Налоги с 1500 г. по 1568 г. возросли  шестикратно. Бегство карел началось после реформы местного самоуправления Ивана Грозного в 1556 г., и усилилось с введением опричнины в 1566 г. Карелы бежали в основном в Беломорскую Карелию, где власть еще была слаба, и от налогов можно было уклониться. Значительная часть беглецов осела на северо-востоке Иломанского погоста.

Шведская политика продвижения на восток то усиливалась, то ослаблялась, но никогда шведы не забывали о своей мечте захватить Карелию. Приладожская Карелия и особенно ее столица г. Корела была замком, который закрывал вход в Россию. Не сорвав его нельзя было продвинуться дальше.

Шведский король Густав Васа заявил, что Карелия является жизненно необходимой для Швеции, и стал готовиться к большой войне. Его планам не суждено было сбыться. Король умер в 1560 г. Новым королем Швеции стал его старший сын Эрик XIV. Эрик считал более важным для Швеции захват земель в Прибалтике и Польше и даже заключил военный союз с Иваном IV. Однако и его планам не суждено было сбыться. В 1568 г. его брат Юхан сверг и казнил Эрика и сам стал шведским королем.

С 1556 г. Юхан был герцогом финляндским. В его окружении было много шведских дворян, владевших землями в Финляндии и стремившихся расширить свои владения за счет Карелии. Чтобы оправдать свои завоевательные планы, Юхан создал в Финляндии провинцию Карелия. Эта провинция в 1562 г. получила свой герб. Была провозглашены цель воссоединения двух Карелий.

Иван Грозный тоже ненавидел Юхана из-за неудачного сватовства к польской принцессе Катарине Ягеллонике, ставшей женой Юхана. В результате в 1570 началась новая, невероятно жестокая война между Швецией и Россией, которая продлилась 25 лет и получила название «долгой ненависти».

Обе страны придерживались тактики выжженной земли, стремясь физически уничтожить население приграничных территорий. В 1571 г. русские войска опустошили окрестности Выборга, Хельсинки и Порво. Но взять крепости и закрепиться на этой территории не удалось.

Шведские войска терпели поражение за поражением, но все изменилось с назначением в 1572 г. главнокомандующим Германа Флеминга. В конце 1572 г. войска Флеминга выступили из Выборга. На своем пути шведы уничтожали все живое и разрушали все постройки. В  Кирьяжском погосте им были сожжены центральная слобода, две церкви в Курикиеках и Отсанлахти и женский монастырь на о. Каннансаари. В своем донесении шведскому королю он пишет: «В центральной слободе Кирьяжского погоста мы обнаружили две красивых церкви и монастырь. Сожгли все...». А в конце прибавляет: «…устроили русским кровавое рождество». Затем его войска прошли по побережью всего Ладожского озера. Флеминг сжег г. Корела и Коневецкий монастырь, однако взять крепость Корела он не смог. Монахи Коневецкого монастыря наш­ли пристанище в Деревяницкой обители близ Новгорода. Затем было заключено перемирие, которое продлилось до 1577 г.

В 1577 г. возобновились нападения шведских войск на Корельский уезд. В нападениях принимали участие, как регулярные шведские войска, так и добровольцы из округа Саво. Добровольцев было много так, как грабежи мирного населения приносили большую добычу. Был разграблен и Кирьяжский погост.

20 февраля 1578 г. шведы добрались и до Валаамского монастыря. В синодике конца 16 века, хранившемся в монастыре, по этому трагическому поводу запи­сано: «В лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на Валааме старцов и слуг...» — и далее следует список из 34 имен. В 2000 г. они были причислены к лику святых и почитаются ныне православной церковью 5 марта по новому стилю.

Три года спустя, при непрекращающихся военных действиях в северо-западном Приладожье, на Валааме начинается эпиде­мия: «В лето 1581 в мор изомроша валаамских старцов и слуг...» — помянуты священноепископ Тарасий и 84 монаха. По-видимому, именно в этот год монастырь был разорен совершен­но. Остатки братии бежали в Антониев Дымский монастырь под г. Тихвином, где валаамская община пребывала до конца 1590-х годов. Монахи сенного монастыря с острова Хеейнясенмаа нашли приют в Лужандозерском монастыре в Вытегорском погосте, на юго-восточном берегу Онежского озера.

Летом 1579 г. Герман Флеминг с отрядом из 1000 воинов снова напал на Корельский уезд. В Кореле в это время было 200 стрельцов. Попытка отразить вторжение не удалась, и Флеминг снова огнем и мечом прошелся по уезду. Местные жители пытались укрыться на островах Ладожского озера, но шведы раздобыли лодки и добрались и до островов. Всех жителей убивали не щадя ни женщин ни детей.

Понтус ДелагардиВ 1580 г. шведские войска в Финляндии возглавил выходец из Франции Понтус Делагарди. Делагарди, во время войны Франции со Шведами,  попал в плен в 1565 г. и затем присягнул шведскому королю. 26 октября войска шведов осадили крепость Корела. 4 ноября Понтус Делагарди начал бомбардировку крепости зажигательными ядрами. Деревянные строения запылали и крепость пала. Шведы переименовали захваченную крепость в Кексгольм и присвоили ему герб, на котором отобразили бомбардировку крепости зажигательными ядрами.

Закрепившись в Кексгольме, шведы продолжили захват Приладожья. Действия шведских войск сопровождались крайней жестокостью.

Предания о жестокости шведов сохранились до 19 в. Собиратель народных преданий Т. Швиндт записал в 19 в. со слов местных жителей: «Во время большой войны шведы сожгли много домов и убили много людей. Шведы шли на судах вдоль берега и разоряли все подряд. Высаживались на берегу, заходили вглубь деревень, все жгли, уничтожали, возвращались на корабли и шли дальше. Об этом рассказали беглецы с Куркиниеми. Разорение было настолько жестоким, что из всей деревни остались в живых лишь один человек и одна корова. Этого человека звали Вепся. Он ушел в чащу, натерев хвоей ноги, чтобы собаки не взяли след. Скрывался там на  лесном озере».

Началось массовое бегство карел на русскую территорию: в район Олонца,  на Белое море и на юг в Ингерманландию. Земли вокруг г. Корела, где происходили основные боевые действия, почти опустели.  Население уменьшилось настолько, что по списку дымов  Кирьяжского погоста  в 1581 г. на 200 жилых домов приходилось 556 брошенных.

16 мая 1581 г. шведы предприняли поход на судах из Кексгольма на Олонец. Hо были встречены у о. Хейнясенмаа русским флотом. Около о. Мекерикке произошло морское сражение. С русской стороны, в сражении приняло участие около 100 судов. Русские отступили, но внезапность была утеряна. Шведы продолжили поход и высадились у Олонца, но там были почти полностью уничтожены, а их предводитель Сииварт Якобсон попал в плен.

На оккупированной шведами территории начинаются многочисленные выступления местного населения. Особенно крупный отряд собрал крестьянин из Сердоболя Кирилл Рогозин. В его отряде было до двух тысяч человек. Он несколько раз ходил на г. Корела, но взять его не смог. Партизанская борьба продолжалась многие годы.

В 1582 г. силы шведов в количестве 1200 человек были сосредоточены в г. Корела. Партизанский отряд из местных жителей под предводительством Рогозина, в количестве 1500 человек действовал на территории от Хиитола до Сортавала, перехватывал обозы и лодки.

В этом же году из Орешка вышла флотилия из 65 карельских судов. Они переправились через волок в районе Сванского Волочка в Вуоксу и напали на Ряйсяля. Затем вернулись в Ладогу и напали на Асила и Тиурула.

В 1583 г. было заключено Плюсское мирное соглашение, по которому Карельский уезд перешел под власть Швеции. Во время своего правления шведы сохранили прежнее территориальное деление, но изменили названия погостов. Так, на захваченной шведами территории были образованы 4 погоста: Куркийоки, Сортавала, Салми и Иломанси. Погостами управляли фогты, которые подчинялись губернатору Кексгольма (Корелы).

На захваченных землях шведы либо уничтожали православные церкви, либо переоборудовали их для лютеранской службы.

Крест на месте монастыря на о. КаннансаариВ Финляндском статс-архиве по отчетам о Кексгольмской губернии с 1580 по 1597 год значится, что к 1589 году были разорены в означенной губернии оследующие деревянные монастыри: монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркийоки, Гейнисемский в Терву, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнильский в Мёнчеля, Кухасалоский в Либелицах и Оружярвинский в Салминском приходе.

В 1581 г. губернатором Кексгольма становится Хенрик Горн. Лишившиеся своих хозяев земли он стал раздавать шведским дворянам. Новые землевладельцы переселяли на  свои земли финских крестьян из районов Яяске, Яуряпя, Савонлинна. Переселенцы занимали пустующие дома и земли и на 3 года освобождались от всех налогов.

Однако местное население не смирилось со шведской властью. Продолжалась жестокая партизанская война. Наводил страх на шведов отряд Рогозина. В районе Суоярви действовал отряд братьев Луки и Онитса Рясяненов. В Кирьяжском погосте действовал отряд Микко Ялкинена. Партизанские отряды из районов Олонца и Салми совершали набеги на шведскую территорию. Так в 1584 г. партизаны совершили поход в район Терву и Куркиеки, а в ноябре 1587 г. напали на рыбные промыслы в Асила.

В 1588 г. комендант Кексгольмской крепости Эрик Теннесон писал королю: «…Карелы, подданные Вашего Величества, держат этих воров у себя и сопровождают их с места на место; и когда наше войско приходит в какую-нибудь деревню, где находятся бандиты, то они прячут их и божатся, что ничего не знают о них. Иногда из Кексгольма посылались войска на расстояние 50-60 миль против партизан. Но когда какой-нибудь небольшой отряд удалится от крепости, крестьяне объединяются с ворами и убивают солдат…».

Война быстро разгоралась и в 1590 г. в ней снова принимают участие регулярные войска. Боевые действия оказались неудачными для шведов. 30 января 1592 г. в окрестностях Кексгольма произошло двухдневное сражение. Взять крепость русским не удалось, но все окрестности были опустошены. 

В 1592 г. Юхан III умер. Это привело к тому, что 18 мая 1595 г. в Тявзино был подписан мирный договор. По этому договору г. Корела и Корельский уезд были возвращены России, но шведы закрепили за собой некоторые территориальные завоевания на севере и в Саво.

Возвращенные земли представляли ужасающую картину. Населения оставалось не более 10%, большая часть домов была сожжена, уничтожены были и все православные церкви и монастыри. Необходимо было восстановить хозяйство, вернуть бежавших в Россию карел, создать новую линию обороны против шведов. И начали восстановление Корельского уезда с восстановления православия. Для этого в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоми­нается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Шведы окончательно покинули Корелу в 1597 г. и с этого времени кафедра епископа корельского находится в г. Кореле.

Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей и монастырей. Был восстановлен Коневецкий монастырь. Были также восстановлены большинство приходских церквей и в них назначены священники.

В 1597 г. началось восстановление Валаамского монастыря. Сохранилась жалованная грамота Игумену Давиду от царя Федора Иоанновича, «...игумена Давыда с братиею, или кто по нем в том монастыре иный игумен будет для нужд и терпенья пожаловали: велети тот разореной Валамской монастырь, своею царскою казною, церкви и трапезу устроити и ограду и кельи поставити, по прежнему, и старинною их вотчиною и рыбными ловлями и иными всякими угодьи, по нашим жаловалным грамотам и по писцовым книгам, владети им велети по старине, и лготы им дати, и с тое Валамские вотчины наших всяких даней и посохи имати есмя не велети до нашего царского указу...» Строительство быстро продвинулось вперед и, видимо, было закончено к началу «смутного времени».

На освобожденные земли возвращалось карельское население. Жители Корельского уезда на 10 лет освобождались от уплаты налогов, имели право беспошлинной торговли и другие льготы. Интересно, что после ухода шведов, большая часть финских поселенцев осталась. На них также распространялись все льготы. Однако к лютеранской вере русские были столь же нетерпимы, как и шведы к православной и оставшиеся финны поспешно принимали православную веру.

Скопин ШуйскийОднако мирное время продлилось недолго. В России наступает «смутное время». Боровшийся с поляками царь Василий Шуйский, направляет своего племянника Скопина-Шуйского для заключения со шведами военного договора. В 1609 г. в Выборге, Скопин-Шуйский подписывает со шведским полководцем Якобом Делагарди, сыном Понтуса Делагарди договор о помощи против поляков. По этому договору за помощь шведы должны были получить Корельский уезд.

После освобождения Москвы и смерти Скопина-Шуйского шведы потребовали Корельский уезд. Но местные жители не желали признавать договор, и шведам пришлось захватывать Карелию силой оружия.

В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.

В сентябре 1610 г. войска Якоба Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. После угрозы взорвать крепость, шведы выпустили с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив.  В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь формально епископом Ко­рельским, он этим своим званием подписался под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

вернуться в начало

вернуться обратно