Лахденпохский район. От каменного века до наших дней.

В составе Великого княжества Финляндского.

вернуться обратно

23 декабря 1811 г. император Александр I издал указ о присоединении Финляндской  губернии, в которую входил и Кексгольмский уезд, к Великому княжеству Финляндскому. После этого граница княжества Финляндского отодвинулась до р. Сестры.

Александр IНазвание губернии снова было изменено на Выборгскую. Губерния была разбита на семь уездов: Выборгский, Кюми, Лапее, Яяски, Ряйсяля, Куркиеки и Сортавальский.

Два года понадобилось чтобы согласовать законы разных территорий. Огромные трудности вызвал вопрос о землевладении. Шведские законы не признавали крепостного права и рассматривали крестьян как арендаторов с широкими правами на землю. В то же время большинство земель в Выборгской губернии принадлежали русским дворянам.

Конфликт арендаторов с землевладельцами с одной стороны и противоречие действовавших русских и шведских земельных законов с другой стороны обострились настолько, что в 1822 г. Финский сейм предложил Александру I вернуть Выборгскую губернию в состав России. Александр I отверг это предложение и создал комиссию под управлением генерал-губернатора Арсения Закревского для устранения земельных споров. Комиссия разработала новое земельное законодательство утвержденное в 1826 г. Николаем I. Крестьяне из земельных собственников  становились арендаторами. В 1837 году крестьяне, которые не подписали новый арендный договор были выселены со своих бывших земель. При введении этого указа в некоторых волостях были волнения и бунты.

По данным паспортной службы в период 1811-1850 года из округа переехало 9146 человек, в т.ч. из Яккима 4354, Куркиеки 3047, Хиитола 1745. Отъезд был связан в основном с перераспределением дарованных земель и с поиском работы.  В 1860-е годы многие уехали на строительство железной дороги.

Приезжих было незначительное количество. После раздела земель приезжих почти не принимали. Разрешение на жительство давалось после  собрания общины. В голодные годы 1866-1868 было принято около 70 финских шведов, переселенцев из северных финских провинций. Они были наделены землями и на 10 лет освобождены от налогов.

Кроноборг (Куркиеки) в начале 19 в.В период крестьянских волнений в 1850-е - 1860-е г.г. из-за неуплаты налогов некоторые  земли перестали приносить доход хозяевам.  Землевладельцы постепенно стали продавать их на аукционах в Петербурге. После реформы многим крестьянам удалось выкупить участки земли. Так, в 1871 году в Куркиекской волости было уже 495 крестьян с собственными наделами. Подобные хозяйства стали образовываться и в других волостях. Процедура получения земель облегчилась с открытием в 1873 году специального государственного отдела по выкупу. К концу 1870-х годов завершился период выкупа, в результате которого образовалось множество мелких и несколько крупных хозяйств.

После 1812 года произошла реорганизация в армии, были образованы новые подразделения. Так, по царскому указу от 18.09.1812 было образовано 3 новых егерских полка, в т.ч. Выборгский. Призывники из Куркиек, Яккима, Хиитола служили сначала в Выборге и после нескольких недель подготовки отправлялись  в гарнизон Санкт-Петербурга на 1,5 года.

Строящийся в это время Сайменский канал имел стратегическое значение. На строительство канала призывали как на воинскую повинность. Крестьяне работали также на строительстве укреплений в Выборге, Кексгольме и Савонлинна.

В XIX веке действовала государственная программа по обучению культуре земледелия, выпускалась литература, направлялись специальные государственные служащие для организации обучения крестьян и управляющих. Поощрялись хозяйства, которые внедряли новые технологии, строили долговременные дренажные системы, использовали  новое оборудование.

Постепенно развивалась  культура земледелия, были освоены и заболоченные участки с использованием системы мелиорации. Поля стали удобрять торфом с осушенных болот.  При осушении болот сначала отводили воду. Выждав, когда почва высохнет, сжигали и разравнивали болото, затем поле использовали под посев. Сеяли рожь и овес столько лет, сколько позволяло плодородие почв, после этого поле забрасывали на 20-30 лет. Первые годы, до зарастания кустарником, использовали выросшую осоку на покос.

Основными культурами были рожь и овес, дополнительными ячмень и пшеница. В 19 веке с большими трудностями было внедрено выращивание картофеля. Из-за разницы в плодородии почв и климате урожай картофеля в Куркиеках был 1:12,  в Яккима 1:8, а в Хиитола 1:4. Картофель, брюкву, репу, капусту использовали, как дополнение к столу. Очень хорошими были сенокосные угодья и льняные поля.

Во второй половине 19 века была создана сеть государственных зернохранилищ, из которых крестьяне брали зерно в случае неурожайных лет. Ближайшее хранилище находилось в Кексгольме. 16.06.1844 на собрании общины Яккима крестьяне решили открыть свое зернохранилище и утвердили его устав. Каждое хозяйство должно было сдавать по две каппы ржи и овса ежегодно, пока объем сданного зерна не дойдет до 67 бочек и 24 капп ржи и 57 бочек и 11 капп овса (1 бочка - 146,5 литра или 32 каппы, 1 каппа - 4,6 литра ). С каждого, берущего зерно  взаймы брался налог - 3 каппы с одной бочки. Хранилище быстро заполнилось и вскоре там хранилось около 2 000 бочек зерна.

Для развития культуры сельского хозяйства в 1847 г. было основано Сельскохозяйственное общество Выборгской губернии.

В 1850-х и 1860-х прошел ряд неурожайных лет. Для посевов брали зерно в долг из государственных  зернохранилищ Кексгольма и Санкт-Петербурга. В 1865 году в хранилище Яккима осталось лишь 14 бочек ржи и 8 бочек овса. Было взято взаймы из хранилища Кексгольма 500 бочек ржи с обещанием вернуть через 2-3 года.

Но эти годы оказались еще хуже. Вслед за неурожаями последовал страшный голод, унесший многие сотни жизней. Из-за хорошо развитого земледелия Приладожская Карелия не сильно пострадала. Именно в эти годы из северных районов Финляндского княжества в Куркиеки и окрестности переехали многие семьи, чтобы спастись от голода.

Со  второй половины 19 века стало быстро развиваться молочное животноводство. Основанием послужило распоряжение Выборгского губернатора от 1844 года о том, что  прилежащие волости должны ежегодно поставлять в  Санкт-Петербург продукты животноводства: Яккима, Париккала и Куркиеки около 20 тонн животного жира, южная волость Кексгольма, включая Хиитола - 17 тонн сливочного масла, 1 тонну жира.

Лютеранская церковь в ЯккимаВ 1846-1850 гг. была построена кирпичная церковь в Яккима. Архитектором здания был К. Л. Энгель, а внутренних помещений – Себастьян Грипенберг. В 1977 г. церковь сгорела.

В 1857 г. барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил завод по производству масла и сыра по швейцарской технологии. Масло и  жирный сыр с особой торговой маркой возили на продажу в столицу. По такому же образцу были построены маслозаводы и в других усадьбах. После строительства заводов объемы вывозимого в Санкт-Петербург масла значительно возросли.

В 19 веке стали строить паровые пилорамы. Еще в 1834 году Нильс Арпп предпринял попытку построить первую паровую пилораму в Ристлахти, но ему не позволили из-за боязни конкуренции. В 60-х годах XIX века запрет был снят и паровые пилорамы стали строить по всей округе. Крупнейшая из них появилась в Тиурула на заливе Пеконлахти в Хийтольской волости в 1865 г. После строительства железной дороги к ней была подведена узкоколейка. Вагонетки по ней таскали лошади.

Первый завод по производству сыра в Финляндии. Терву.В 1856 году в Крымскую кампанию прошел новый призыв в армию, но служба оказалась недолгой, так как в этом же году был заключен Парижский мир. Солдат Выборгского стрелкового полка привлекли к сооружению Сайменского канала, открытие которого состоялось в день коронации Александра II 7.9.1856 года. После открытия канала солдаты вернулись домой.

С 1857 года  на Ладоге появился первый пароход, он ходил из С.-Петербурга в Сортавала. В 60-е годы были построены специальные пристани для пароходов и в других портах Приладожья.

В 19 веке при Александре I, Николае I и Александре II были значительно улучшены дороги Приладожья. Дороги, соединяющие города и расположенные по пути мосты  строились и поддерживались за счет казны. В волостях были государственные  управляющие, которые нанимали людей для ремонта, строительства  и поддержания дорог. За каждым домом был закреплен свой участок, который следовало поддерживать по распоряжению управляющего. Дороги между  хуторами обслуживались самими хозяевами.

Купцы вывозили из Приладожских деревень в Санкт-Петербург рыбу, мясо, птицу, масло, сало, зерно, шкуры, меха, деготь. Они ездили по деревням в зимнее время, когда можно было проехать на санях. В деревнях они останавливались у знакомых, расплачиваясь копченым окороком или мешочком соли. Из города привозили галантерею, текстиль, скобяные товары.

Ремесло было побочным приработком. Крестьяне занимались своим обычным трудом, но осваивали дополнительные ремесла и принимали заказы у соседей. В деревнях и слободах были свои каменщики, печники, плотники, ткачи, гончары, краснодеревщики, кожевники, шорники. Профессиональные навыки передавались из поколения в поколение. В каждой деревне был свой кузнец. В прибрежных деревнях плели сети.

Биолог Вели РясяненНа слободе был постоялый двор, где могли переночевать дальние путники. Жители деревень приезжали  в церковь на службу. Чтобы было меньше нарушителей спокойствия, которые мешали проведению службы, во время воскресных дней и других праздников торговля в лавках и кабаках прекращалась накануне вечером и возобновлялась вечером следующего дня. Во все времена сохранялась подпольная торговля спиртным, о чем свидетельствуют многочисленные судебные записки. У наиболее влиятельных купцов существовала монополия на содержание постоялых дворов, кабаков и на торговлю некоторыми товарами, например, солью. При попытках нарушения монополии споры решались в судах.

Крестьяне могли торговать лишь продуктами своего труда. С 1859 года вышло послабление запрета на торговлю  в сельской местности. Было разрешено торговать в деревнях, расположенных не ближе 50 верст от города. Сразу же в Яккима, Хиитола, Куркиеках появились свои торговцы из числа зажиточных крестьян.

В Хийтола находилась одна из первых народных школ в Приладожье, построенная в имении Ваавоя в 1871 г.

В 1873 г. в п. Куркиеки было открыто сельскохозяйственное училище, в дальнейшем прославившийся на всю Финляндию. В училище преподавал знаменитый ученый В. Рясянен. Училищу принадлежали 56 зданий, мельница и электростанция

Лютеранская церковь Куркиеки. Сгорела в 1991 г.В 1878-1880 гг. была построена лютеранская церковь в Куркиеки. Церковь была построена по проекту Ф. А. Шестрема и имела высоту 52,5 м. Церковь сгорела от пожара в 1991 г.

В 1890-1894 гг. была построена железная дорога. Дорога проходила через Выборг – Антреа (Каменногорск)- Хийтола – Яккима – Сортавала. В 1908 г. был построен Элисенваарский вокзал в стиле модерн. Участок дороги от Выборга до Хийтола в 30-е годы был самым оживленным, а станция Элисенваара была одной из крупнейших узловых станций Финляндии.

В конце 18 - начале 19 века основным жилищем крестьян была курная изба. Так, в Яккимской волости в 1825 году было 996 курных изб и 51 изба с отоплением по белому. Избы больших семей имели размеры 7 саженей в длину и 6 в ширину. Изба имела прихожую. Обычно справа от двери стояла печь. За печью было небольшое место, которое обычно использовали для содержания домашней птицы зимой. Печь имела большие размеры, в топку помещалось много дров. Печь долго сохраняла тепло. Наверху была лежанка. Так же были места для хранения утвари и сушки дров. Слева от двери хранился овес или сено для лошади. Вдоль стен располагались скамьи, которые ночью служили местом для сна. В левом углу от двери стоял стол. На столе лежали деревянные ложки, которые строго обозначали место каждого члена семьи за столом. В центре избы был ход в подпол, где хранились припасы. Светец (для лучины) висел в углу печи. Свечами пользовались только по праздникам. Чистую работу выполняли в том же углу у печи. Там женщины ткали и пряли, а мужчины занимались мелким ремонтом.

Существовала так же другая форма строений, где под одной крышей объединялись изба и сарай. В холодной части хранились молочные продукты, утварь, а теплая служила жилищем. Иногда в избе отделялись комнаты. Позже, в конце 19 века в зажиточных семьях стали украшать печи изразцами и привозить из Петербурга мебель. В это же время стали использовать обои и краску для отделки стен.

Крест на о. Путсаари (Святого Сергия). 1879 г.Рядом с избой находились хлев, конюшня, дровяной сарай и немного поодаль амбары. Особой красотой выделялась клеть для хранения одежды. Баня по черному находилась чуть дальше от дома - на берегу реки или озера. Перед полем стояла рига, земляной пол которой основательно сушили, утрамбовывали, смолили и обмазывали глиной. Если рядом была плоская скала, то она  служила основанием риги.

Крестьянские дома не образовывали крупных деревень. Дом ставили на приглянувшемся удобном для строительства месте: небольшой скале, южном склоне горы, берегу реки или озера, острове. В центре прихода, где стояла церковь,  домов было больше и они образовывали улицы.

В 30-е годы в Выборгской губернии, как и по всей Финляндии начинается национальное движение. В 1833 г. в Выборге начинает выходить газета на финском языке ”Sanan Saattaja Viipurista”. В 1845 г. открылось Выборгское Финское Литературное общество. Целью этой деятельности являлось развитие финского языка и сближение всех классов общества на основе национальной идеи.

В 1847 г. издается первый финский букварь ”Uusi Aapiskirja”.

Вторым центром национального финского движения в Выборгской губернии становится Сортавала. Большую роль в этом играет открытая в 1880 г. сортавальская семинария и издаваемая ей газета ”Laatokka”.

Но наряду с национальным подъемом рождается и идея о «Великой Финляндии». Идея базировалась на объединении всех финно-угорских народов в одном государстве. В 1860 г. выходит книга Алквисто-Оксанена «Финское государство» в которой границы будущей «Великой Финляндии» простираются от Ботнического залива до Онежского озера и устья Северной Двины. В эти же годы среди последователей национальной идеи рождается и так называемый «карельский вопрос» связанный с присоединением к Финляндии и Восточной Карелии.

После 1811 г. православные приходы в Выборгской губернии были подчинены Петербургской епархии.

В 1812 г. в Выборгской губернии было 25000 православных прихожан. Большая часть их проживала в Приладожских районах. Самые многочисленные православные приходы были в Сортовальском и Салминском уездах. Число православных постоянно увеличивалось. Так в 1870 г. их было уже 35000, а в 1890 – 45000 человек.

В Куркиекском уезде в 19 в. действовала только одна православная церковь в Тиурула.

Указом 1815 г. предписывалось использовать финский язык в церковных богослужениях в финоязычных приходах. К 1865 г. были переведены на финский язык и изданы все необходимые для богослужения книги, а в 1883 г. вышел указ, согласно которому все православные священники в Финляндии должны были знать финский язык.

Православные дети получали начальное образование в церковно-приходских школах. Преподавание в них велось на финском и на русском языках, по желанию родителей. Образование в церковно-приходских школах велось на хорошем, современном уровне, во многом благодаря большой работе директора Сортавальской семинарии Сергея Окулова.

В 1892 г. была образована Финская православная епархия. В ее подчинение перешли все православные приходы Выборгской губернии. Первым епископом Финляндским и Выборгским стал Антоний.

Настоящая духовная жизнь сосредотачивалась в Валаамском и Коневецком монастырях, а также в основанном в 1895 г. женском монастыре в Линтула. В конце 19 в., при игумене Дамаскине происходит активное строительство в Валааамском монастыре. Валаамские монахи построили в это время множество скитов на уединенных островах Ладожского озера.

В 1885 г. в Сортавала было основано православное братство Святых Сергия и Германа, которое с 1897 г. выпускает свою газету ”Aamun koitto”. Во главе братства стояли православные священники Михаил Казанский, Сергей Солнцев и Сергей Окулов. 

вернуться в начало

вернуться обратно