Восточный путь викингов

Вернуться обратно

Вещи из захоронения викинга в Куркиеки«...тогда сказал Торгнюр: «Иной нрав теперь у конунгов свеев, нежели был раньше. Торгнюр, мой дед по отцу, помнил Эйрика, конунга Уппсалы, сына Эмунда, и так говорил о нем, что, пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны, и покорил Финнланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и многие другие восточные земли. И можно видеть те земляные укрепления и другие по­стройки, которые он возвел...».

Снорри Стурлусон. «Круг земной».

В этом фрагменте древней саги упоминается о том, что викинги посещали земли карелов Кирьялаланд и даже строили здесь крепости.

Множество крепостей  возвышается на отвесных скалах на берегах Ладоги на крепостных горах «линнавуори». На некоторых из них в окрестностях Куркиеки, Лумиваара, Микли еще можно увидеть каменные валы. Археологические раскопки показали, что эти крепости служили древним карелам хорошей защитой от врагов. Кто же были эти враги? Оказывается, те самые викинги, о которых упоминает сага.

IX-XI века историки называют эпохой викингов. Отважные морские разбойники бороздили моря и океаны. Они открывали новые земли, торговали с дальними восточными странами, нанимались в дружины русских князей и византийских императоров и наводили ужас на всю Европу. Бывали они и на берегах Ладоги. В VIII в. на южном берегу Ладоги викинги основали поселение Альдейгия (Aldeigja) ныне Старая Ладога. Были они частыми гостями на северо-западном берегу Ладожского озера, где к этому времени обосновались карелы. Викингов привлекали меха и другие богатства карелов. Обычно чужеземцы сначала появлялись в качестве торговцев, иногда селились среди местного населения, часто брали в жены карельских женщин, но никогда не упускали возможности напасть на плохо защищенный поселок.

В п. Куркиеки, у подножья крепостной горой Линнавуори найдены богатые захоронения викингов. На вершине обнаружен характерный для викингов «глубокий очаг». В Лахденпохском  районе и в целом в северо-западном Приладожье найдено много предметов принадлежавших викингам: мечи, копья, украшения. Вероятно, они часто бывали здесь и, как это сказано в саге, строили здесь свои укрепления.

Карелия лежала на «Восточном пути» викингов -  Аустрвегр (Austrvegr). Путь вел из Скандинавии, через Карелию на Русь, и дальше, в далекую Среднюю Азию и Византию. Викинги, ходившие по восточному пути, были особыми людьми. Всю жизнь проводили они в походах. Вернувшись на родину, они слагали саги о своих подвигах и загадочных восточных странах. Честью для воина было умереть в походе с мечом в руке. И чаще всего они так и умирали, а их товарищи в память о них выбивали на камнях руны: «Андветт и Кар и Гэди воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он был убит на востоке с Ингваром. Бог да поможет их душам. Я, Альрик, высек руны. Он мог хорошо вести корабль».

В «Саге о Скъёльдунгах», говорится о походе знаменитого конунга Ивара Широкие Объятья в страну карелов – Кирьялаботнар. Этот конунг присоединил к Швеции Данию и Англию и хотел присоединить и Карелию, но здесь нашел он свою смерть. Вот как начинается эта сага: «…Конунг Ивар был тогда очень стар; и когда он привел то войско на восток в Кирьялаботнар и думает сойти с корабля с дружиной; — там начиналось государство конунга Радбарда; была ночь, и конунг спал на возвышении на своем боевом корабле (драконе)...».

Много загадок хранит еще этот период. Где похоронен конунг Ивар? Куда делись потомки викингов? Скупо отдает земля свои тайны. И только в сагах слышится голос того времени.

Древнескандинавские письменные источники

С.И. Кочкуркина, А. М. Спиридонов, Т. Н. Джаксон.

Легендарная сага об Олаве Святом 

Вслед за путеводной звездой. Саша Самсонов. 13 летТеперь плывет ярл Свейн через Фольд. И так на юг вдоль земли, и приплывает теперь со своим войском на юг в Данмарк, и на восток через Эйрарсунд, и так в Свитьод к конунгу свеев, рассказывает ему эти новости. Теперь предлагает конунг свеев ярлу остаться у него. А ярл говорит, что хочет воевать летом на Восточном пути. Затем он так [и] поступает. И осенью он был на востоке в Кирьялаланде, отправился оттуда вверх в Гардарики, опустошая страну. Заболел там и умер там осенью. Лишился тогда ярл Свейн своей жизни. А Эйнар отправился назад в Свитьод. И много лет был там в державе конунга свеев и на севере в Хельсингаланде, а иногда в Данмарке. (Olafs saga hins helga, 1922, s. 26).

 

Снорри Стурлусон «Круг земной»

...тогда сказал Торгнюр: «Иной нрав теперь у конунгов свеев, нежели был раньше. Торгнюр, мой дед по отцу, помнил Эйрика, конунга Уппсалы, сына Эмунда, и так говорил о нем, что, пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны, и покорил Финнланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и многие другие восточные земли. И можно видеть те земляные укрепления и другие постройки, которые он возвел... Торгнюр, мой отец, всю жизнь находился у конунга Бьёрна. Был ему известен его обычай. При жизни Бьёрна государство его было очень сильным и не уменьшалось... А я помню конунга Эйрика Победоносного, и был я с ним во многих походах. Увеличил он государство свеев и смело защищал его... А конунг тот, который сейчас [у нас] ... теряет земли, обязанные данью, из-за отсутствия энергии и мужества...» (Snorri Sturluson, 1945, s. 115—116).


«Сага о Хальвдане, сыне Эйстейна»

В поисках неизведанного. Антон Спиридонов. 15 летУльвкеля продолжал интересовать вопрос, кем мог быть тот [человек], который во время сражения выступил на стороне Хальвдана и его людей, и конунг Харек сказал ему, что зовут того [человека] Грим, «и правит [он] на востоке в Кирьялаботнаре и захватил там государство, и не знают люди, от­куда он родом. Его сопровождает приемная дочь, такая красивая девушка, что люди не слышали о другой, столь же прекрасной»...

С наступлением весны снарядили они свои корабли. У них было огромное войско; с ними были два финских конунга, звали одного Фид, а другого — Флоки; они были колдунами. Вот плывут они до тех пор, пока не пришли на восток в Кирьялаботнар и не отыскали Грима. Там не было нужды выяснять, в чем его вина; предложили они Гриму [либо] тотчас вступить а битву, либо подчиниться им и передать конунгу все государство и свою приемную дочь.

XVI. Теперь пойдет рассказ о Хальвдане, сыне конунга, что раны его все зажили и к нему возвратилась вся его сила. Вот идет он, чтобы поговорить со стариком и старухой, и сказал, что ему очень хотелось бы оттуда уехать, а потом спросил, кем бы мог быть тот человек, который отправил его туда на излечение, или кого[-то другого] ему следует благодарить за спасение жизни.

Хрифлинг отвечает: «Так как я верю в твое благородство, то могу я тебе открыть, кто он. Грим зовут человека, который правит на востоке в Кирьялаботнаре; он большой герой; [это] он тебя послал сюда ко мне; теперь ты мог бы отблагодарить его за спасение жизни, потому что сейчас ему нужны благородные люди. Туда сейчас пришли конунг Харек из Бьярмаланда, Ульв Злой и Ульвкель Мастер и хотят отомстить за свое позорное поражение в бою против вас; выступили они теперь в поход со своим войском, и мне сказали, что конунг Харек хочет получить приемную дочь Грима, которую зовут Ингигерд н которая прекраснее всех девушек»...

Клуб "Скель" в Куркиеки«Мог бы ты назвать мне кратчайший путь туда? — сказал Хальвдан, — потому что мне хотелось бы прийти туда, как можно скорее». Трудны здесь многие пути, — сказал Хрифлинг, — и на кораблях нельзя доплыть скорее, чем за пять недель, и этот путь смертельно опасен из-за викингов и воинов. Другой путь лежит восточнее, и там, однако, нужно двигаться по горам и пустынной местности, и это — длинный путь и труднопроходимый, и, в конечном счете, не совсем ясный. Третий — самый близкий, [и], если он хорошо удастся, то по нему можно добраться за три недели, но там много препятствий. Сначала — это лес в двадцать переходов, который называется Кольског; там живет тот разбойник, которого зовут Коль, и дочь его, которую зовут Гуллькула; никто не может надеяться остаться в живых, если их встретит. Оттуда недалеко другой лес, кото­рый называется Клифског, [протянувшийся на] четыре и двадцать переходов; там живет тот разбойник, которого зовут Хальгейр; с ним кабан, встреча с которым хуже, чем с двенадцатью людьми. Вслед за тем приходишь ты в тот лес, кото­рый называется Кальварског, он [длиной] в шестнадцать и двадцать переходов; там нет никакой пищи, кроме ягод и древесной влаги; там находится разбойник, которого зовут Сель, и с ним пес, большой, словно бык; у него человеческий ум и в бою он лучше двенадцати мужчин. А когда ты выйдешь из тех лесов, то с востока с Кьёля появляется поток воды; никто не знает, откуда он берется; переплыть через поток за один прием могут те люди, которые лучше всех плавают; а оттуда недалеко до того замка, которым правит Скули. Если ты не будешь медлить, то должен прийти тогда, когда там [еще] будет идти битва». — Хальвдан попросил его подготовить все к походу.

XXIV. Там так и произошло, что эти свадьбы были отпразднованы с большой пышностью, и в конце концов каждый конунг отправился к себе домой; а Хальвдан пробыл там зиму, и жили они в любви с Ингигерд. Свида Смелого-в-Нападении послали они на восток в Кирьялаботнар, и должен был он стать там хёвдингом и держать то владение ярла Скули.

XXV. Вслед за тем пришли с востока из Бьярмаланда люди Сигмунда и сказали, что викинги грабили в Бьямаланде и Ногарде; они убили Свида Смелого-в-Нападении и подчинили себе Кирьялаботнар и большую часть Руссаланда. И когда они узнали об этом, Хальвдан и Сигмунд, собрали они войско и пошли на восток в Бьярмаланд.

XXVI. Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать, и взял он его у великана Свади, который жил в той горе, что называется Блесанерг; это к северу от Думбсхаф. Свади был сыном Аса-Тора. Валь владел тем мечом, который назывался Хорнхьялти, он был изукрашен золотом и всегда разил в уязвимое место. (Halfdanav saga.., 1917, s. 116—119, 133—134, 136—137).


Фрагмент о древних конунгах

... Гардарики; там правил тот конунг, который звался Радбард ... он (конунг Ивар.— Г. Г.) направляет (ведет) то войско в Аустррики против конунга Радбарда, говоря, что разорит и сожжет все его государство. Конунг Ивар был тогда очень стар; и когда он привел то войско на восток в Кирьялаботнар и думает сойти с корабля с дружиной; — там начиналось государство конунга Радбарда; была ночь, и конунг спал на возвышении на своем боевом корабле (драконе)... (Sogur Danako-nunga, 1919—1925, s. 9—10).

 

Жгли костёр и коптили барана.

Нагружали пшеницей дракар.

Подсыхала у Рюрика рана:.

На обветренных лицах загар

В темноте этой ночи был чёрным.

Ветер северный дым расстилал

И стремглав проносился по кронам:.

О металл ударялся металл

В шутку крепких мечей и смеялся

Молодой, белозубый певец.

Не остывшее, жжёное мясо

Ели так, что уже под конец

Начинала в них сила мутиться, -

Хохотали, и брага текла:.

Отсвет красный ложился на лица,

И торчала из раны стрела:.

(Сергей Николаев, Куркиеки, 2005 г.)

 

Клуб "Скель" в Куркиеки Восточный путь до сих пор притягивает к себе современных викингов.  Клубы исторической реконструкции продолжают культурные традиции викингов, а вдохновение для себя они черпают в тех местах, где по заливам ладожских фиордов скользили дракары, а на берегах горели костры бородатых воинов. Петрозаводский клуб "Скель" регулярно посещает Куркиеки и проводит здесь свои встречи с местными школьниками.
 
Вернуться обратно
 

"Кирьяж" Краеведческий центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru