Калевала на берегах Ладоги

Вернуться обратно
Если в современной версии Калевалы можно только догадываться о географии путешествий героев, то наиболее древние из сохранившихся рун прямо называют местности на берегах Ладоги.
Так вместо условной Похьелы перед нами предстает вполне конкретная Хийтола.
 
 «Сватовство в Хийтоле» - основной сюжет южнокарельской эпической традиции
Одной из древних и основных тем эпической традиции, в том числе и карельской, является тема сватовства, поиска и добывания жены. Рассматривая карело-финские руны о сватовстве, взятые в совокупности, можно провести разделение на три главные локальные версии наиболее архаическую севернокарельскую, отразившую в себе признаки преодоления тотемистических представлений, южнокарельскую (приладожскую) и наиболее молодую ижорскую, несущую признаки не родового, а патриархального устройства.
Остановимся на рассмотрении южнокарельской версии, которая представляет собой сватовство кузнеца Илмойллинена к девице хозяйки/хозяина Хийтолы - Хийси/Хитто к красивой Катерине/Анне. Эта эпическая песня является самой распространенной у олонецких карелов имеется в общей сложности более 90 вариантов песни. Часто этот сюжет вступает в контаминацию с сюжетом «Чудесное рождение».
Главным героем как большинства южнокарельских эпических песен, так и руны о сватовстве выступает кузнец Илмойллинен. Чтобы понять основные причины появления Илмойллинена в качестве центрального героя, нужно обратиться к истории карелов.
По историческим данным хорошо известно, что уже в XII-XIV вв у сформировавшейся народности корела в отличие от земледельческих и промысловых народов Новгородского государства было развито железоделательное производство. Большие запасы местного сырья в южной Карелии и Приладожье способствовали расцвету кузнечного дела на этих территориях, тогда как переселившиеся позднее на север карелы больше занимались рыболовством и охотой Неудивительно, что карелы-ливвики и карелы Приладожья главным героем своих эпических песен выбрали кузнеца Илмойллинена, а Вяйнямейнен - главный герой севернокарельских рун, подобно северным карелам, строит лодки, ловит рыбу.
Кузнец Илмойллинен едет за своей невестой в «иной мир», выполняет все трудные задания хозяйки Похьелы и, возвращаясь домой, борется уже со своей суженой, которая пытается уйти от мужа, превращаясь в различных животных. В конце руны Илмойллинен превращает ее в чайку.
При сравнении с севернокарельской версией мы замечаем, что северные карелы больше внимания уделяют событиям, связанным со сватовством и брачными испытаниями. Вяйнямейнен борется с хозяйкой Похьёлы, чтобы утвердить отцовское право - патриархальный брак. В южнокарельской версии ведется борьба уже с самой невестой. Вероятно, эта южнокарельская руна отобразила женитьбу героя, характерную уже для эпоса государственного типа, когда, как утверждал В. Я. Пропп, женитьба уже не является подвигом, а жена, взятая в «ином мире», - чародейка, колдунья и поэтому должна быть уничтожена.
Южнокарельская руна о сватовстве имеет несколько редакций. Чаще всего варьируются экспозиция и завязка эпического сюжета. Больше половины имеющихся вариантов контаминируются с мотивами «Чудесное рождение» или «Девица Иро». Эти мотивы относятся к наиболее архаичным в мировом фольклоре, восходящим к мифологии. Миф о «непорочном зачатии», первоначальной основой которого считается незнание причинно-следственных связей деторождения, был широко распространен в мировом фольклоре.
В южнокарельской руне зачатие могло произойти и от съеденных девицей ягод, обычно трех земляничек (эта версия встречается в Сямозерском и Вохтозерском районах), и от съеденной рыбы или ухи, сваренной из нерестящейся рыбы (названные мотивы берут свое начало от древнейших мифологических мотивов. Они весьма популярны, особенно в сказках) и от волос/трех волосинок. У девицы Иро при расчесывании выпадают три волосинки, и она не кидает их в огонь или в воду (это грех), а кладет за правую щеку или себе под язык. Так в этом случае происходит чудесное рождение. Если мы обратимся к другим фольклорным источникам, то не найдем прямых параллелей мотиву зачатия от волос. Но волосы, по древним представлениям, сохранившимся в верованиях многих народов, в том числе и карелов, обладают большой жизненной силой. С волосами связано большое количество всевозможных табу, волосы служили в качестве оберегов, их использовали в магии.
Так или иначе, зачатие происходит чудесным образом, и девица Иро рождает трех сыновей: старого Вяйнямейнена, молодого Еугомойнена и кузнеца Илмойллинена. Илмойллинен едет свататься в Хийтолу. Его братья помогают преодолеть трудные испытания.
Другая группа вариантов также имеет различное начало. Часть из них контаминируется с песней «Анни носит воду». Героиня замечает на море лодку, которая подплывает к берегу. Анни пытается выведать, куда плывущие держат путь. Герои сразу же открывают цель своей поездки, говорят, что они поехали на рыбную ловлю или на охоту (охота и рыбная ловля в карело-финской фольклорной традиции символизировали сватовство). Не видя в лодке ни рыболовных снастей, ни охотничьего снаряжения, Анни разгадывает цель поездки героев - они едут в Похьёлу сватать девушку, красивую Катерину. Анни бежит в кузницу, сообщает Илмойллинену новость, прося за услугу украшение. Дальше сюжет развертывается в традиционном русле. Подобные варианты сюжета зафиксированы в районе Туломозера и Ведлозера. Такое начало песни схоже с севернокарельскими рунами о сватовстве.
В некоторых рунах весть о сватовстве к девице Хийтолы приносит птица: в кузницу к Илмойллинену прилетает голубь/орел и сообщает, что он должен отправиться сватать красивую Катерину.
Эпические песни о сватовстве могут начинаться с эпизода ритуальной бани - обращением к матери с просьбой истопить баню, чтобы помыться перед дальней дорогой, так как герой собрался свататься. Часть вариантов данного сюжета начинается с самого эпизода сватовства.
Невеста кузнеца Илмойллинена - девушка из Хийтолы, это или «красная» Катерина или Анни-девушка. Она живет в далеком, чужом, «ином мире», мире невест, в месте, пожирающем мужей. Во всех вариантах девушка из Хийтолы - суженая кузнеца, предназначенная ему по родовому праву. Илмойллинен ее ожидал, «по три года сватал, по два года высматривал». Герой едет за своей суженой в Хийтолу, страну далекую, неприветливую, опасную для героя, поэтому мать отговаривает его от этой поездки. Хозяйка/хозяин этой страны - Хийси, Хитто подвергает героя различным испытаниям, только выполнение трудных заданий позволяет жениху завоевать невесту. Мотив испытания жениха присутствует во всех рунах. Это сближает эпические песни с волшебной сказкой. Что же нужно сделать жениху, чтобы получить свою избранницу и увезти ее? Прежде всего выполнить трудные задания: вспахать змеиное поле, огородить его, поймать лошадь, добыть огромную щуку. Во вспахивании змеиного поля В. Я. Евсеев видел метафору подсечного земледелия. С этим можно согласиться, особенно если судить по поздним вариантам. В земле еще продолжительное время после лесоповала и сжигания деревьев остается масса корней, что, естественно, мешает пахоте. Интересно по своему происхождению и второе испытание - обуздание коня. Мотив этот встречается и в волшебных сказках. К мотиву поимки «священной лошади» обращается К. Крон, считавший, что первоначально мотив укрощения дикой лошади был иносказанием, означавшим поимку и укрощение медведя. Другой финский ученый К. Вилкуна установил, что в Приладожье и на Карельском перешейке вплоть до раннего средневековья водились полудикие лошади, которых карелы приручали и использовали как ездовых. Вспахивание змеиного поля и обуздание коня - это задания, отображающие определенные стадии в истории хозяйственной деятельности карелов.
В числе других встречается и задание поймать большую щуку, которое может быть соотнесено с добыванием жены, со сватовством.
В рунах главный герой должен помыться в огненной бане, переплыть лесное озеро, пересчитать песчинки и т. д. Эти задания ближе к трудным задачам, которые могла дать невеста в сказке.
В южнокарельской традиции обращает на себя внимание хорошо сохранившийся, характерный для песни о сватовстве мотив поглощения героя, пребывания его в чреве мифического животного или хозяина «иного» мира. Этот мотив весьма архаичен и широко известен в мировом фольклоре. Исследователи усматривают в нем символ брачных инициации. Герой проглатывается чудовищем (изначально тотемным животным), «...после чего он становится полноправным членом родовой общины, охотником и воином, обретая вместе с тем право на брак». В нашем случае поглотителем является серая огромная щука или же хозяин/хозяйка Хийтолы, или просто баба (akka), старик (ukko), серый Ундамойне.
Герой освобождается сам, устраивая в чреве кузницу, выковывает нож и, несмотря на мольбы поглотителя выйти добром, разрезает либо живот, либо ребро и выходит наружу, после чего и получает невесту.
Добытая таким трудным путем невеста не желает ехать с женихом и при помощи многократных перевоплощений (обычно это три раза, но может быть и больше) пытается исчезнуть. Мотив исчезновения и поиска невесты довольно популярен в южной Карелии. Невеста принимает образ различных существ, явлений, предметов. Это может быть звезда на небе, песчинка на берегу или на дне моря, зверь в лесу и т. д. Илмойллинен всюду находит свою невесту, сам при этом он может принимать образ птицы и рыбы. Своими превращениями Анни/Катерина сердит кузнеца, и тот заклинаниями и пением превращает ее в чайку.
В южнокарельских эпических рунах в сравнении с севернокарельской традицией, мы не встретим эпизода погони хозяйки Похьёлы за женихом. Вяйнямейнен увозит ее дочь, тем самым как бы учреждает новую форму брачных испытаний, и естественно, что хозяйка Похьёлы чинит этому препятствия. Это своего рода последняя попытка отстоять старый матриархальный брак.
Песня о сватовстве кузнеца Илмойллинена была хорошо известна и популярна у олонецких карелов. Она выполняла магические, ритуальные функции. По архивным данным, песня исполнялась перед началом работы в кузнице и называлась «Песней кузнецов». Ее считали и обрядовой свадебной песней, исполняемой перед сватовством жениха, что обеспечивало ему успех Песня «Сватовство в Хийтоле» интересна сохранившимися в ней архаическими элементами и представляется ценным материалом для исследования.
В. П. Миронова
Вернуться обратно