Метелиляйнены и лопари

Вернуться обратно
 
В древние времена, когда еще карелы не пришли на берега Ладоги, жили здесь странные люди. Мало что известно о них. Тогда еще не было письменности, да и краеведение не было популярно. Но все же некоторые легенды сохранились. А наглядно эти легенды представлены в виде камней.
В легендах, которые собрал Т. Швиндт в 1879 г. на берегах Ладоги говориться о древних людях метелиляйненах. Называли их так потому, что при передвижении они очень шумели. Это были люди огромного роста и большой силы. Они не обрабатывали землю, а жили охотой.
Одной из самых распространенных можно считать легенду о девушке-великанше и пахаре. В ней говорится вот о чем: девушка-метелиляйнен случайно натолкнулась в лесу на чужака, который пахал землю на лошади. Это был карел. Она побежала к отцу и все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, увидев пахаря, сказал: «Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам. Они такие сильные, что не боятся даже тревожить землю». Вероятно, у метелиляйненов был культ Земли.
Часто метелиляйненам приписывали сооружение каменных валов из огромных камней. Такая работа была по силам только великанам.
Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но особенно много их знают в окрестностях Куркиеки. Вероятно, потому, что в таких местах, как Корписаари, Отсанлахти, Лапинлахти, Харви, Кумола, Микли существует немало следов деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени встречающиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах.
Вот какие легенды рассказывают об этом.
В той части деревни Кумола, которая известна под названием Леметтилля, тоже есть Линнамяки, а в Осиппала, как называют окраину деревни Харви, длинной грядой протянулись оборонительные валы: такая работа по силам только метелиляйненам.
В Куркиекской деревне Риеккала говорят, что широкие груды камней на берегу Ладоги сложили еще метелиляйнены.
Между островами Риеккала и Тулолансаари есть два островка: один совсем маленький - Лиеритсаари, а другой чуть побольше - Хийретсаари. На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который окружает почти весь остров, - причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали эти камни для обороны и во время сражений, спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров.
Другая группа легенд связана с лопарями. В легендах лопари предстают близкими родственниками и предшественниками карелов. В действительности лопари или, как их сейчас называют – саамы, кочевали по берегам Ладоги, когда туда пришли карелы. Карелы торговали с ними и селились на путях их кочевий. Вероятно, часто карелы вступали в брак с лопарями. Об этом речь идет в приладожской руне, повествующей о пребывании Лемминкяйнена в северорусском городе Коле, и в саамской эпической песне «Пяйве-пойка».
Многие легенды связывают с лопарями груды камней, которые называются «лапинраунио» (лопарская груда). Такая груда есть в Кууппала на берегу Куркийокского залива. Она находится на склоне горы.
Часто легенды приписывали лопарям строительство каменных крепостей, остатки которых видны по берегам Ладоги.
В Харвиа есть Лапинлинна (Лопарская крепость), которая представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от материка, вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из камней.
Достопримечательность деревни Руммунсуо  два ледниковых валуна Вахакивет. По преданию, когда некий великан Яттиляйнен искал клад, он перевернул их. Говорят, здесь видели блуждающие огоньки, которые якобы указывают на клад. Но на самом деле это свечение исходит от многочисленных болотных гнилушек. Вот так рождаются легенды.
 
Вернуться обратно