Ранний период (до 1478 г).

Христианство в северо-западном Приладожье получило массовое распространение в12-13 вв. Этот вывод мы можем сделать анализируя захоронения.

Самые древние захоронения найденные на территории северо-западного Приладожья  относятся к кремационным. Останки человека сжигали, а затем пепел высыпали на землю, туда же клали некоторые предметы и сверху наваливали груду камней. Это был явно языческий обычай.

С 11 в. появляются захоронения без кремации. Человека хоронили головой на север и в могилу клали множество предметов – оружие, орудия труда, украшения. Не очень понятно с чем вызвано такое изменение похоронного обряда. Некоторые археологи считают, что это было влияние христианства, но северная ориентация тела и наличие множества вещей говорит о явно языческом обряде.

Наконец в 12 в. появляются захоронения ориентированные головой на запад и без предметов. Это уже явно христианские захоронения. Христианские захоронения в северо-западном Приладожье получают широкое распространение в течении 12 в., а к концу 13 в. практически вытесняют языческие.

Кто же были эти христиане? В то время северо-западное Приладожье заселял народ карел. Карелы вели пушную торговлю с лопарскими племенами далеко на севере. Затем они продавали меха новгородским, немецким и шведским купцам. Торговля приносила большую прибыль и к 12 веку карельский народ создал свою материальную и духовную культуру. Изучение карельской культуры позволяет утверждать, что к 12 веку карелы установили прочные связи со своими торговыми партнерами – новгородцами. Карелы переняли от новгородцев технологию обработки металла, изготовления керамики и многое другое. Вероятно и с христианством карелы познакомились через новгородцев.

В христианских захоронениях карел находят нательные кресты. Эти кресты аналогичны новгородским. На о. Кильпола найден памятный новгородский крест. Множество таких крестов найдено по всей территории новгородской земли. На о. Кильпола найден клад серебряных вещей. Среди множества типичных карельских украшений был найден медальон с изображением «процветшего креста» популярного в Новгороде.

О том, что карелы приняли христианство от новгородцев говорит и лингвистика. Многие религиозные термины в карельском языке происходят из русского языка: risti — крест, skitta — скит, pappi — поп. Интересно, что это характерно и для финского языка. Топонимы основанные на русских религиозных терминах широко распространены не только на территории Карелии, но и Финляндии. А в последнее время широкое распространение православия на территории Финляндии до прихода туда шведов, нашло и археологическое подтверждение. Так в городе Турку был найден фундамент древней православной церкви, существовавшей до прихода шведов.

Как же происходило распространение православия среди карел. Вероятно первыми приняли православие карельские вожди. Новгородская летопись упоминает об одном из таких вождей близкого родственного карелам племени ижора – Пелгусии: Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил «посреде роду своего погана суща».

Новгородцы не навязывали своей веры и действовали более примером, чем силой. Такая тактика нашла путь к сердцам карел. Склоняла к принятию православия и воинское братство карел и новгородцев. Карелы были постоянными союзниками новгородцев в и их воинских походах. Примечательно, что один из таких походов в 1227 г. под предводительством новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца святого благоверного князя Александра Невского, закончился массовым крещением простых карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». Вероятно этот акт формально закрепил фактическое принятие христианства карелами.

Насколько можно судить по новгородским летописям, принятие христианства карелами происходило мирно. Этому способствовали два фактора.

Во-первых карельский народ только сложился к 10-12 вв. и в его среде не успела появиться влиятельная жреческая каста. Карельские арбуи были скорее не жрецами, а знахарями. Они немного лечили, немного колдовали и легко приспособились к новой вере. Вместо заговоров обращенных к языческим божествам, стали  обращаться к православным святым.

Во-вторых новгородцы не навязывали православие силой и терпимо относились к местным обычаям. Более жесткую позицию по отношению к арбуям православная церковь заняла только после того, как на новгородской кафедре оказались московские митрополиты в конце 15, начале 16 вв. Эта позиция нашла свое отражение в послании новгородского митрополита Макария в 1534 г.

Благодаря терпимости православной церкви к народным обычаям, до нашего времени в среде карел сохранились знаменитые руны «Калевалы». Э. Лёнрот смог собрать их только в среде православных карел. В своих воспоминаниях он пишет, что за исполнение рун на территории лютеранской Финляндии можно было попасть в тюрьму.

13 век в северо-западном Приладожье характеризуется мощной экспансией шведского государства. Шведы захватили Финляндию и построили там свои крепости. Шведы пришли в Финляндию всерьез и надолго. Для того чтобы полностью включить захваченные территории в состав шведского государства, надо было не только захватить землю, но и получить души людей населявших их. Шведы в то время были католиками. Католическая церковь начинает борьбу с православием. На захваченных землях неоднократно происходили восстания против шведских захватчиков и западной церкви. Наиболее крупное было 1237 г. Восстание было жестоко подавлено, а часть православных бежала на русскую территорию.

В 1249 г. шведы захватили земли финского племени хямь и с этого момента стали непосредственными соседями карел.

Наряду с боевыми действиями, на землях карел происходила и духовная борьба. В 1256-1257 гг., папа римский Григорий X издал буллу с призывом к крестовому походу против карел. Такие крестовые походы собирали множество рыцарей не только из Швеции, но и Германии и других европейских стран.

В 1293 г., глава шведского государства Торгильс Кнутсон и шведский епископ Петер  Вестеросский организовали третий крестовый поход шведских рыцарей на карельскую землю, в результате которого были захвачены три карельских погоста Яскис, Эурепя, Саволакс и заложен Выборгский  замок. С этого времени Выборгский замок становится опорой шведской экспансии на восток. Этот поход имел для Швеции огромное значение и подробно описан в стихах в исторической поэме «Хроника Эрика».

Боевые действия были перенесены в самое сердце Карелии. В 1295 г. отряд из 200 шведов во главе с воеводой Сигурдом Локке захватил г. Корелу и попытался заложить там замок, но быстро подошедшие силы новгородцев отбили город и почти полностью уничтожили шведский отряд: «В лето 6803. Поставиша Свея с воеводою своим Сигом город в Кореле; новгородци же, шедши, город розгребоша, а Сига убиша, не пустиша ни мужа». Надо заметить, что люди в то время считали, что своими победами они обязаны не себе, а Господу. В ознаменовании этой победы, в 1296 г. в Новгороде была заложена надвратная церковь Воскресения Христова: «В лето 6804. Постави архиепископ Новгородский Климент (цер­ковь) каменну Воскресение Христово, на градных каменных воротех, по сему завету, что Бог пособил Немец Новгородцам побить и город Корелу разграбить».

В 1323 г., между шведами и русскими был заключен Ореховецкий мирный договор, который закрепил раздел Карелии.  На некоторое время на карельской земли установился мир. Это способствовало появлению в Карелии православных монастырей.

Суровая карельская природа привлекала многих монахов отшельников ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место такой монах отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Нательный крест. Найден в Ряйсяля.Карелы часто называли православных монахов греками «крейкала». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риекала». Риекала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риекала – залив неподалеку от Куркийоки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов и о времени возникновения монастыря можно судить только по нескольким источникам. Интересно мнение о времени основания монастыря известного финского историка Хейкки Киркинена. Он приводит следующие сведения об основании монастыря:

Существуют следующие источники, в которых говорится об основании Валаамского монастыря:

1.      «Жизнеописание Авраамия Ростовского», редакция начала XVI в. В нем говорится о посещении Авраамием Ростовским Валаама не позже XII в. Авраамий застал там деревянную обитель.

2.      «Валаамская беседа», издание второй половины XVI в. Сохранилось около 50 копий. В ней сказано, что мощи Сергия и Германа были возвращены из Новгорода на Валаам и произошла их канонизация при архиепископе Иоанне I в 1160-1180 гг.

3.      «Уваровская хроника» («Летописец по Софийскому списку») издание начала XVII в. Указывает дату перенесения мощей Сергия и Германа в 1163 г.

4.      «Рассказ  об основании Усть-Шехонского монастыря» издание начала XVII в. Говорится об основании монастыря в 1251 г. выходцем из Валаамского монастыря Геннадием.

5.      «Краткая хроника» летописца Арсения начала XVII в. Говорится о прибытии Сергия на Валаам в 1329 г.

6.      «Краткое сказание». Говорит об основании Валаамского монастыря в конце XIV в.

Первые четыре источника говорят об основании монастыря не позже XIII в. Один относит основание монастыря на 1329 г (что и принято ныне), и один на XIVв.

Не один из приведенных источников не может считаться абсолютно точным. Но если сопоставить их с данными археологии и другими летописными источниками о карелах, то кажется наиболее вероятным основание Валаамского монастыря отнести на годы правления новгородского архиепископа Иоанна 1 (1160-1180 гг). Иоанн 1 был причислен к лику святых в 1439 г. Известно, что при Иоанне 1 было основано много новых монастырей.

Другое мнение о времени основания монастыря у историка Спиридонова. Он считает, что основание монастыря стало возможно только после заключения Ореховецкого договора и поэтому отдает предпочтение 1329 г.

Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: прп. Сергия и Германа. Монастырь  располагался в 40–50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карел.

Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках русского севера. В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.  В 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь. В 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь. В 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье. В 1793 г. из стен монастыря отправился с проповедью на далекие Алеутские острова прп. Герман Аляскинский.

Вероятно Валаамский монастырь был древнейшим и наиболее крупным монастырем в северо-западном Приладожье. Вслед за ним появились и другие. В 1397 г. на о. Коневец был основан Коневецкий монастырь. Неподалеку от Валаама, на о. Сенном (ныне Хйнясенмаа) был основан Троицкий Сенной монастырь. Основание монастыря по-видимому относится к концу 15 в.

В 16 в. Валаамский, Коневецкий и Сенной монастырь были крупнейшими и наиболее чтимыми монастырями на Ладожском озере. Именно эти монастыри названы в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)», составленной около середины 16 века. В ней Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится   в качестве примера строгого   и   неотступного соблюдения общежительного устава. Эти же три монастыря упомянуты и в «Пермском дорожнике» второй половины 16 столетия: «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет».

Кроме этих больших монастырей в Карельской земле появилось множество малых монастырей и скитов. Малые монастыри часто находились вблизи больших поселений. Так в писцовой книге 1500 г. в г. Кореле упомянуты три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. Неподалеку от административного центра Кирьяжского погоста, на о. Каннансаари также находился монастырь. Скитов же было множество.

Однако, вернемся к 1323 году. Ореховецкий на некоторое время принес мир на карельскую землю, но разделил карельский народ на две части. На землях отошедших к шведам началась борьба с православием. Карелы не могли противостоять давлению, в шведском государстве допускалась только одна религия. Чтобы не изменить вере отцов, множество карел бежало на русскую сторону. На требование шведов вернуть перебежчиков, русские послы отвечали: «…а про Корилу тако ркоша: «аще к вам наши бежат, секите их или вешайте; или ваши к нам, мы же тако им створим, дажь не польстят промежю нами; а сих не выдадим: крещени суть в нашю веру; а и бес того мало бе их осталося, а то вси помроша гневом божиим».

Ветхозаветная троица. о. Кильпола.На русской стороне новгородцы спешно строили крепости и создавали свою административную систему. Основой этой системы стали погосты. Административным центром погоста была церковь вокруг которой располагался небольшой поселок. Церковь имела огромное духовное и административное значение. Настоятель церкви подтверждал имущественное состояние прихожан при сборе налога. Вокруг церкви проходил торг, а в церкви хранились меры длины и веса. В церкви приносили клятву выборные – целовальники. По названию церкви назывался и погост. Так в Корельский уезд входили погосты Воскресенский (Городенский), Ми­хайловский (Сакульский), Васильевский (Ровдужский), Рождественский (Кирьяжский), Никольский (Сердобольский), Ильинский (Иломанский) и Воскресенский (Соломенский).

Приходы – погосты входили в новгородскую епархию. Новгородскому архиепископу принадлежало более трети земли Корельского уезда. Крестьяне жившие на этой земле должны были 1/3 часть урожая отдавать владыке и также содержать архиепископа со свитой во время его путешествия по территории погоста.

К 1500 г. крупными землевладельцами в Корельском уезде стали и монастыри. Так Валаамскому и Коневецкому монастырям принадлежало в Корельском уезде 67 и 58 деревень и более 400 крестьянских семей. Однако сами крестьяне не принадлежали монастырю, а были арендаторами на его землях. За аренду они также отдавали монастырю 1/3 урожая. Монастырские земли росли за счет всевозможных пожертвований и вкладов.

Ореховецкий договор не принес долгого мира карелам. Уже в 1351 г. папа Климент VI издает шесть булл с призывами к различным католическим странам об организации крестового похода против «русских  и защищаемых ими карел и ижорцев». Организовать крестовый поход не удалось, но шведские отряды продолжали переходили границу и грабить мирное население. Особую ненависть шведов вызывали монастыри и церкви. Они жгли их в первую очередь, убивая священников и монахов. Об этом говорят нам страницы летописи: «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород». В этом отрывке впервые упоминаются два карельских погоста территория которых сейчас расположена в Лахденпохском районе.

Вернуться обратно Перейти в начало