Православное Приладожье в составе Великого княжества Финляндского.

23 декабря 1811 г. Александр I издал указ о присоединении Финляндской губернии к Великому княжеству Финляндии. При этом название губернии снова было изменено на Выборгскую. Губерния была разбита на семь уездов: Выборгский, Кюми, Лапее, Яяски, Ряйсяля, Куркиеки и Сортавальский.

В 1812 г. в Выборгской губернии было 25000 православных прихожан. Большая часть их проживала в приладожских районах. Самые многочисленные православные приходы были в Сортавальском и Салминском уездах. Число православных постоянно увеличивалось. Так в 1870 г. их было уже 35000, а в 1890 – 45000 человек.

Можно было надеяться, что присоединение Финляндии к России по­служит к полному торжеству православия в этой стране, но не то вышло на деле.

В Финляндии лютеранская вера была вера господствующая, или точнее, вера государственная. Поэтому признавались права и преимущества только членов лютеран­ской церкви: члены других церквей не имели полной свободы в отправлении своих религиозных обязанностей, а должны были применяться к учреждениям лютеранским. Поэтому они не только не находили себе поддержки в граж­данских установлениях, но, очень часто, должны были служить интересам чуждого вероисповедания.

Не благоприятствовало православной церкви в Финляндии еще и то обстоятельство, что все должностные лица суть избранные представите­лями лютеранского общества и значит, все они суть или шведы, или по крайней мере финны, только непременно лютеране.

Таким образом, ни государственные учреждения Финляндии, ни состав должностных лиц не могли способствовать возвышению прав православной церкви. Собственные же средства православных финляндцев чрезвычайно ограниченны. Среди православного населения Финляндии не было ни образованного дворянства, ни богатого купечества, ни крупных землевладельцев, ни даже национального духовенства.

Присоединение к Финляндии нанесло тяжелый удар и по Валаамскому и Коневецкому монастырям. Финские законы, в частности, запрещали существование на тер­ритории Финляндии любых монастырей, а тем более владение ими земельной собственностью. Таким образом, уже само поме­щение монастырей в границы Финляндии станови­лось нарушением закона. Этим и определялось своеобразное положение монастырей на протяжении всего периода автономии Финляндии, вплоть до 1917 года. В первые годы финское правительство повело линию на ликвидацию монастырей. Положение спас визит Александра I в 1819 на Валаам. Будучи на острове, Александр I неоднократно повторял, «чтобы о всех нуждах монастырских написать записку, при­слать в Петербург... для вручения его величеству». А игумену Иннокентию было предложено при посещении столицы, непре­менно навещать царя. Только личное покровительство царя спасло монастыри от закрытия.

Александр I возвел монастырь в I класс с соответ­ствующим повышением штатных сумм. По личной инициативе основал для монастыря подворье в Петербурге и построил там церковь, которую сам неоднократно посещал в ходе своих про­гулок по столице. Из государственной казны на строительные работы для монастыря было отпущено около 60-ти тысяч руб­лей, не считая церковной утвари и облачений. Игумен Иннокен­тий получил от царя золотой наперсный крест с бриллиантами.

Несмотря на сильное противодействие финских властей, некоторые действия направленные на укрепление православия в Финляндии все же предпринимались. Некоторые финляндские церкви, пришедшие в ветхость, были обнов­лены. Именно в 1817 и 1865 годах обновлен Выборгский собор, в 1831 году - Кидельская церковь Архангела Михаила. Некоторые приходы, вместо преж­него изветшавшего храма, украсились новыми храмами. Это сделано в Салме в 1825 году, в Тиврале в 1832 году, в Фридрихсгаме в 1836 году, в Шуэзеро в 1838 году, в Шуйстамо в 1844 году, в Кексгольме в 1847 го­ду. Некоторые церкви, прежде бывшие полковыми, обращены в приходские, так как уменьшилось число войск, пребывающих в Финляндии. Так было сделано в Нейшлоте. Во многих местах, где прежде не было храмов вовсе, построены были храмы для пользы православных, здесь живущих. Так, в Гельсингфорсе в 1826 году устроена Троицкая церковь, а в 1868 году -Успенский собор; в 1811 году построена церковь в Линдулове, после перенесенная в Райволово; в 1828 году в Куопио построена часовня, в последние годы обращенная в церковь; в 1845 году в Або, в 1853 году в Новой Кирке, в 1866 году в Николайштадте, в 1865 году в Палкеллах, в 1868 году в Выборгском форштадте.

Об устройстве и обновлении финляндских церквей прежде всего за­ботилось русское правительство, представителями которого были здесь финляндские генерал-губернаторы, потом на это цело являлись жертвова­телями частные лица и, наконец, некоторые церкви устроены были или обновлены усердием местных прихожан и причтов.

Церковь во имя Николая Чудотворца в Сортавала. Освящена в 1873 г.Из генерал-губернаторов особенно заботились об устройстве храмов: Закревский, Берг и Адлерберг. При содействии Закревского построена Троицкая церковь в Гельсингфорсе, церковь в Або и Петропавловская церковь в Фридрихсгаме; Берг и Адлерберг испросили средства на построение нового православного собора в Гельсингфорсе; Бергу принадлежит почин сбора денег на новый храм в Сердоболе. После генерал-губернаторов стоит упомянуть землевладельцев или богатых купцов, которые, заботясь о нравственном благе крестьян, живущих на их землях или работающих на их заводах, испрашивали разре­шение на постройку церкви, сами жертвовали и о других собирали деньги на постройку, а потом улучшали быт причта и обеспечивали содержание церкви. Так, баронесса Скотт перестроила прежнюю церковь в Тиврале, графиня Орлова-Чесменская в Салме, граф Салтыков в Райволове, помещик Богаевский в Красном Селе, иркутский купец Огородников в Новой Кирке, купец Лисицын отстроил собор в Кексгольме, купец Русанов, по предложе­нию высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, - в Палкеллах, купцы братья Елисеевы - в Сердоболе. Об обновлении и украшении храмов в карельских приходах много заботились купцы Громовы. Наконец, самими прихожанами построены храмы в Корбосельгя, Киделе и Шуэзеро.

Таким образом в Финляндии было устроено до 22-х православных церквей, до­статочно благолепных и снабженных всею необходимою утварью.

Сильно препятствовало распространению православия в Финляндии то, что большинствоЦерковь во имя Николая Чудотворца на о. Риеккала. Восстановлена в 1890 г. местных жителей не понимало славянского языка, на котором велась служба.

В 1844 г. появился отчет Куопиоскаго губернатора, в коем сооб­щалось, что во вверенной ему губернии в двух православных приходах Иломанском и Либелице-Тайпальском проживает до десяти тысяч православных, вовсе не знающих русского языка и совершенно не понимающих совершаемого на церковно-славянском языке богослужения. Вследствие этого же толчка введено было при С.-Петербургской Духовной Семинарии преподавание финского языка, препода­вателю которого, лютеранину Фриману поручен был св. Синодом и перевод богослужебных книг на финский язык. Из многочисленных переводов его отпечатаны были на средства св. Синода Филаретовский пространный катихизис, служебник, часослов, краткий требник с опущением таинства елеосвящения, чины молебных пений, воскресная служба 1-го гласа, сокращенная праздничная минея. Преемником Фримана по кафедре финскаго языка и переводчика богослуженых книг состоял с 1872 г. бывший настоятель Иломанской Ильинской церкви, священник о. Иоанн Альбинский.

После циркуляра 1844 г. во всех почти сельских приходах Финляндской Карелии: стали устраиваться преиму­щественно при церквах русские школы церковного типа на местные средства. Учителями в этих школах состояли преимущественно дьячки. Самою образцовою школою такого типа была без сомнения школа при Салминской церкви, ибо в ней завершался курс образования изучением церковно-славянского часослова. Кроме этих постоянных школ существовали по образцу лютеранских финские передвижные школы. Такая школа, одна на весь обширный приход, с двухнедельным пребыванем в каждой деревне, существовала напр. в Иломанском приходе до 1888 г.

В 70-х годах 19 в. тянулась около 20-лет переписка св. Синода с Императорским Финляндским Сенатом по делу об устройстве в гор. Сердоболе или русской учительской или духовной семинарии в связи с вопросом об организации начальных сельских школ по Высочайше утвержденным в 1876 г. правилам для школ в инородческих местностях. Переписку эту можно назвать первою и единственною культурною борьбою право­славно-русской культуры с национально финскою-лютеран­скою. Победительницею вышла последняя: в Сердоболе открыта была в 1880 г. финско-лютеранская учительская семинария с православным преподавателем Закона Божия на финском языке для православного меньшинства учащихся — будущих учителей финских народных школ.

Вопрос же об организации сельских начальных школ разрешился изданием Высочайшаго постановления от 5-го Марта 1883 г. об устройстве передвижных и постоянных детских школ с утверждения губернатора подлежащей губернии по ходатайству церковно-приходскаго собрания прихожан данной церкви. Содержание этих школ всецело возлагается на прихожан каждой церкви. Первый пункт сего постановления требует, чтобы язык преподавания в сих школах сообразовался с языком большинства насе­ления данного прихода.

Одновременно с сим постановлением было издано и постановление о православном духовенстве в Финляндии. Первым параграфом этого закона требуется, чтобы в священно-церковнослужители впредь назначались лица, обла­дающие достаточными познаниями и навыком в местном языке преобладающем в приходе.

В силу Высочайшаго постановления от 5-го марта 1883 о детских школах в православных сельских при­ходах Финляндии стали устраиваться при материальном содействии Свят. Синода, Сената и на местные приходские средства постоянные и передвижные школы с преподаванием на финском языке.

Довольно частою сетью постоянных и передвижных детских школ была покрыта вся финляндская православная Карелия и эти школы для большинства православной детворы особенно в северной части Карелии — приходах Иломанском, Иоэнсуском и Тайпальском служили единственными школами.

Для религиозно-нравственного просвещения православ­ного населения Финляндии в духе православной церкви заботами епархиального духовенства и русских ревнителей православия учреждено было в 1884 году Финляндское Православное Братство в имя карельских первопросветителей преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев. Первоначальною целию Братства состояло издание преимущественно на финском языке книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. С 1896 по 1908 год Братством издавался духовный иллюстрированный ежеме­сячный листок под названием «Aamun Koitto» («Утренняя заря»). Видными деятелями Братства были протоирей Сергий Окулов, Михаил Казанский и Сергий Солнцев. Интересно, что сначала в “Aamun Koitto” печатались материалы на финском, карельском и русском языках, а после 1918 г. только на финском.

Храм Всех Святых в Приозерске. Освящен в 1892 г.В 1892 г. была учреждена Финская православная епархия, в которую вошли и приходы Выборгской губернии. Первым викарным епископом Финляндским и Выборгским стал  митрополит Антоний.

К началу 20 века в Салминском уезде было 25000 православных, в Сортавальском – 2236 человек, в Иломантси – 4000 человек. В Приладожской Карелии в это время действовало 33 церковно-приходских школы.

К началу 20 века устроилась и жизнь православных монастырей. Кроме больших Валаамских и Коневецкого монастырей, в 1895 г. был открыт женский монастырь в Линтула.

Валаамский монастырь особенно усилился при Дамаскине, который был игуменом с 1838 по 1881 гг. О. Дамаскин построил множество каменных храмов, скитов и служб. По ведомости 1863 г. в монастыре числились 140 иноков и 60 послушников. Кроме того в монастыре постоянно прибывало более 100 рабочих – трудников.

Коневский монастырь числился монастырем 3-го класса. По штату в монастыре числилось 45 иноков и 20 послушников. Наемных работников было немногим более 40 человек.

Финские власти смирились с существованием монастырей и даже стали извлекать пользу из их существования. Валаам и Коневец привлекали тысячи паломников и туристов. На Валаам ежедневно осуществлялись рейсы из Сортавала и С.-Петербурга.

В начале 20-го века интересная ситуация сложилась на Карельском перешейке. Петербургское общество облюбовало эти места для отдыха. На Карельском перешейке было построено множество дач. А затем дачники стали строить православные церкви. Таким образом количество православных храмов в Финляндии значительно выросло.

Вернуться обратно Перейти в начало