НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ,

собранные летом 1879 года

Теодор Швиндт

 

Жертвоприношения и другие языческие обычаи[i]

В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя.

В Хямеенлахти на мысу, там, где раньше жили православные семьи, стоял деревянный крест, вокруг которого лежали камни. Это было место для жертвоприношений. Рассказывают, что, "когда какой-то пьяный из Париккала вырвал этот крест из земли, у него появилась грыжа".

В Лапинлахти на горе Ласкеламяки стоял деревянный крест, там приносили в жертву деньги и тому подобное.

На острове Руотсаари[ii] тоже был крест, и моряки оставляли под ним деньги.

В Ристиниеми ("Крестовый мыс"), в трех верстах от усадьбы Терву, в направлении к острову Хейнисенмаа был крест, прикрепленный к сосне, там моряки оставляли пожертвования. Находились такие люди, которые забирали эти приношения, - тогда их настигали болезни.

В Кумола на двух кладбищах совершались жертвоприношения. На той стороне, которая выходит к Терву, этот обычай сохранился, вероятно, до сих пор, но, в отличие от прежних времен, теперь пожертвования в основном только денежные.

Люди русской веры приходили на кладбища для поминок[iii]. Они два раза в год приносили туда пищу: осенью в субботу на праздник Кекри[iv] и на Пасху усопших - во вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения[v]. Угощение ели прямо на кладбище. "В Кумола среди людей русской веры до сих пор немало язычников", - так говорят. Еще 15 лет назад они не пахали по пятницам.

В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето.

Старики еще помнили те времена, когда люди русской веры приходили на кладбище в Сорола, "молились и просили: "Господи, помилуй""[vi].

В Кирьявалахти, неподалеку от постоялого двора, было кладбище, оно служило местом для жертвоприношений.



[i] У карел долгое время сохранялись пережитки язычества. В неко­торых преданиях дохристианские обряды ошибочно приписываются православным.

[ii] Руотcаари - топоним от слова "ruoto" - "рыбья кость" или от "ruotsi" - "шведский".

[iii] В преданиях о кладбищах к рассказу о православной традиции поминовения усопших примешиваются сообщения об обрядах, связанных с языческой тризной.

[iv] Кекри - старинный праздник, который отмечался 1 ноября, когда хозяева рассчитывались с работниками по окончании сельскохозяйственных работ.

[v] ...во вторник второй недоли после Светлого Христова Воскресения. - Речь идет о Радонице - благочестивом обычае поминовения усопших, совершаемого Православной Церковью во вторник Фоминой недели, следующей после Пасхальной.

[vi] В деревне Сорола в ХV - ХVII вв. была церковь во имя Георгия Победоносца, сожженная шведами. Люди по старой памяти съезжались туда, как в былые времена на престольный праздник - Юрьев день, празднуемый  6 мая.

Метелиляйнены и лопари

Укрепленные возвышенности и острова, оборонительные валы.

Поля сражений

Монастыри

Церкви, часовни и кладбища

Предания времен провинции о Яакко Пунтусе

Обнаруженные в земле находки

Клады и ленные книги

Жертвоприношения и другие языческие обычаи

Архивы

Примечания

 

На главную страницу