Эпоха национального романтизма Финляндии и архитектор Ларс Сонк.

Вернуться обратно    

Вторая половина XIX  столетия в Финляндии отмечена как эпоха национального романтизма. Толчком этому послужил собранный и обработанный Элиасом Лёнротом народный эпос Калевала.

В Карелию, на родину эпоса Калевала снаряжались экспедиции в поисках вдохновения. Считалось, что в Карелии сохранился калевальский уклад жизни и финское искусство может создаваться лишь на его основе. Художники, музыканты, поэты, писатели Гельсингфорса, ставшего центром духовной жизни страны, отправляются в Карелию, где среди диких лесов и озер пытаются найти коренное население – людей «Калевалы» изучить их черты, найти темы и идеи для творчества.

В этом движении участвовали такие выдающиеся деятели финской культуры как художник Аксели Галлен-Каллела, композитор Ян Сибелиус, поэт Эйно Лейно.

Характерная черта национального романтизма – общность различных видов искусств. Архитекторы, как и художники, полагали, что в «Калевале» можно найти элементы финской культуры, которые лягут в основу новой архитектуры. Базу для них искали в архитектуре средневековых церквей, в старинных декоративных украшениях. Достижения передовых зодчих увенчались блестящим успехом на парижской Всемирной выставке 1900 г. Финский павильон получил высокую оценку профессиональной критики. Тем самым архитектура маленькой страны обрела международное признание.

 

Яркой фигурой национального романтизма Финляндии является архитектор Ларс Сонк.

СОНК, ЛАРС ЭЛИЭЛЬ (SONCK, LARS ELIEL) 1870–1956
Родился в Кяльвия.
В 1894 г. окончил Политехнический институт в Хельсинки. Работал с Биргером Федерли (1898), Онни Тёрнквистом (1899-1900), а также с Вальтером Юнгом и Карлом Линдалем. Проектировал мебель и предметы прикладного искусства. Выполнил ряд градостроительных проектов: конкурсное предложение по застройке района Тёёлё (1899, 2 премия), генеральный план района Тёёлё (с Г.Нюстрёмом, 1903, утв. 1906), ген. план района Эйра (с Б.Юнгом и А.Линдгреном, 1905, утв. 1907), ген. план района Кулосаари (1907), ген. план района Ратина в Тампере (1902, утв. 1907).

 

Ларс Элиэль Сонк  родился 10 августа 1870, в городке Кальвиа. Он был самым младшим,  девятым ребенком  в большой семье священника Нута Эмиля Сонка. Уже в студенческие годы к нему пришло признание. Ларс Сонк был очень талантливым архитектором, самым известным для своей эпохи. Главными его творениями являются  церковь Микаэла Агриколы в Турку, церковь св. Иоанна  в Тампере. В Хельсинки наиболее известными его творениями являются больница в районе Эйра, здание биржи, здание телефонной компании. Наряду с городской архитектурой,  Сонк проектировал много вилл. В ту пору экономика Финляндии быстро развивалась, строилось много загородных домов. Дача Президента Финляндии, а также дача композитора Яна Сибелиуса построены по проекту Ларса Сонка.

Постройки стиля национального романтизма отмечены живописностью, они органично вписывались в природную среду. Здесь блестяще раскрывались свойства таких традиционных для Финляндии материалов, как дерево и гранит. Те же гранитные скалы и окружающий лес являлись гармоничным продолжением архитектурного произведения и составляли с ним единое целое. 

                                                                                  Ю.И.Курбатов «Хельсинки»

                                                                                  Ленинград, «Искусство», 1985.

 

            Яркая  фигура национального  романтизма – архитектор Ларс Сонк  (1870 – 1956). Его ранняя работа этого направления, выполненная в 1906 году, - операционный зал частного банка на улице Северная эспланада, № 19. Перед Сонком стояла нелегкая задача. Банк, занимающий  здание неоклассического стиля архитектора Пера Гранштедта, хотел получить большое парадное помещение. Для его сооружения  можно было использовать лишь двор. Созданный Сонком интерьер зала явился  выражением связей архитектуры национального романтизма и финского средневековья. Облик зала определялся тяжелыми арками, опирающимися на могучие напряженные колонны с упрощенными капителями. Сильное впечатление производило также  художественное единство архитектуры интерьера с мебелью, выполненной по проекту известного финского художника Вальтера Юнга, и его же росписями на стекле, включенными в композицию задней стены. При позднейших перестройках эта стена была удалена, а зал расширен за счет пристройки. В 1968 году архитектор Арно Руусувуори реконструирует банковский зал, который приобретает официальное название «зал в стиле югенд». Городские власти используют его для приемов, а все здание теперь именуется «Административное здание Клууви».

            Другие характерные сооружения Сонка, относящиеся  к 1905 году, -  больница в районе Эйра  на улице Лайвуринкату, № 29, и здание Телефонной компании на Кокеавуоренкату, № 35. Последнее привлекает внимание композиционной целостностью, красотой облицовки из естественного камня, пластикой скупых рельефов и явными ассоциациями   с северной готикой. К сожалению, в 1960 году при очередном ремонте интерьеры утратили великолепную отделку из кафеля.

            Опыт, который предлагало старое зодчество архитектуре национального романтизма, был весьма ограниченным. Поэтому широкое воздействие на поиски новых форм оказывало творчество передовых архитекторов европейских стран.

            Национальный романтизм и модерн обладали  рядом общих черт. Но были у национального романтизма и свои черты. Его постройки отмечены живописностью, чему способствовали расчлененность объемов, высокие островерхие крыши и башни, крупные, оживленные светотенью плоскости. Кроме того, финской архитектуре этого периода стали присущи вещественность и материальность, основанные на умении раскрыть свойства таких традиционных для Финляндии материалов, как дерево и гранит. Наконец, финны умело вписывали свои постройки в природную среду. Эти черты были замечены европейскими критиками. Есть основания считать, что национальный романтизм с его удивительной любовью к природному ландшафту страны и местным строительным материалам заложил те зерна, из которых выросла яркая самобытность финской архитектуры последующих десятилетий.

            …Национальный романтизм в Финляндии был доминирующим движением в конце 19 – начале 20 веков.

            …Последние работы Сонка, как и Сааринена, утратили живописность. Им более присущи холодный геометризм  и монументальность. По проекту Сонка в 1911 году на улице Фабианинкатту, № 14, возводится здание Биржи. Главная архитектурная тема симметричного и сверхтяжелого фасада этого здания – прямоугольные пилоны, охватывающие третий и четвертый этажи постройки.

            В 1912 году Сонк строит церковь Каллио. Грандиозное здание, напоминающее монумент, удачно поставленное на скалу, стало важной доминантой одноименного района Каллио. Наряду с этим сооружение эффектно завершает одну из главных меридиональных магистралей города – улицу Унионинкату и ее продолжение – Силтасааренкату.

            Столь же грандиозна по размерам церковь Агриколы, построенная Сонком в районе Эйра. Она также удачно вписана в городской ландшафт, но отличается от церкви Каллио большей суровостью глухих, упрощенных и геометризованных объемов. Церковь посвящена отцу финской письменности Микаелю Агриколе (1510 – 1557). Ученик Лютера, он играл главную роль в реформации финской католической церкви, издал первые финские печатные книги – «Азбуку», перевод Нового завета и частей Ветхого завета.

Некоторые работы Ларса Сонка

 

1894 год

Новая кирха в Турку (Микаэлинкиркко)

                                    1895 год

            Собственная вилла (вилла "Пассес").

1897 год

Народная  школа (Мякикоулу) Куусанкоски

1898 год

Торговый зал в Тампере

Финский павильон для международной выставки в Париже в 1900 г

            Дом Тиркконена (совм. с Б.Федерли).

                       1900 год

Жилой дом и магазин Тиркконена, Кауппакату  6, Тампере. (Вместе с Биргером Федерлейном).

            дом на Рауханкату, 1 (совм. с О. Тёрнквистом, 1900

Жилые дома: Хельсинки, Похьйосранта 10, Хельсинки, Ууденмаанкату 25 – Фредрикинкату 35.

            Новая кирха в Турку (Йоханексенкиркко, теперь Туомиокиркко)

Музей искусств  в Турку.

                                               1901 год.

Могила  Рудольфа  Кольстерина, старое кладбище, Хельсинки.

                                               1902 год.

Вилла Пирттиниеми, Куопио.

Вилла  Нильса Берга, Мархольмен, Швеция.

                                               1904 год.

Вилла Я.Сибелиуса ( вилла «Айнола»), Ярвенпяя.

Банк в Хельсинки, Похьйойсэспланади 12.

            Церковь св. Михаила ( Миккаэлинкиркко) в Турку.

 

                                               1905 год.

Микаээлинкиркко, Турку.

Здание телефонной компании в Хельсинки. Коркевуоренкату 35.

Больница в районе Эйра, Техтаанкату 30.

Народная  школа Техтаанкату, Хельсинки.

                                               1906 год.

Церковь Каллио, Хельсинки.

                                               1907 год.

Собор св. Иоанна (Йоханнексен киркко (Туомикиркко), Тампере.

                                   1908 год

Здание Финского ипотечного общества

                                               1911 год

Здание биржи,  Фабианкату  14, Хельсинки.

Больница, Ноормаркку.

                                   1912 год

Церковь Каллио.

                                    1913 год

Вилла Баумгартнера

                                               1914 год.

Жилой дом в Куркиеки.

                                               1916 год.

Вилла Култаранта, Наантали.

                                    1917 год

            Гостиница в Кулосаари.

            Вилла Бильняс в Похья.

                                               1922 год.

Вилла Хорнборг, Кустави.

Вилла Лассес, Финстрем.

                                               1925 год.

Лицей, Кристиинанкаупунки.

                                               1927 год.

Церковь в Маарианхамине.

1928 год

  Вилла    Нильс Любек, Валмикуйя, Кауниайнен.

  Валлилан киркко, Хельсинки.

                                      1929 год.

  Главное здание Объединенного банка северных стран.

 

                                      1930 год.

Административное здание, Маарианхамина.

                                      1931 год

Офис фирмы «Риккихаппо ой», Раастуванкату 9, Лапперанта.

                                      1935 год

Церковь Микаэля Агриколы,  Хельсинки. Вместе с Арво  Муроман.

                                      1936 год.

Жилой дом Грёнберга, Тиккурила.

                                      1937 год.

Новая церковь в Порво.

                                      1942 год.

Водонапорная башня, Хювинкяя.

                                      1940 год.

         Часовня  в Мариехамне.

                                      1943 год.

Церковь в Нуйямаа.

    Вернуться обратно