ВАЛААМ

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира: Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Дивеево... В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них - Валаама. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) - 42 км, до Санкт-Петербурга - более 220 км.

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб. В отличие от богатого гранитами карельского побережья, валаамские скалы состоят большей частью из габро-диабаза - непрочного, насыщенного железом минерала, придающего им характерный красноватый оттенок. Большую часть территории Валаама занимают хвойные леса. Широколиственные деревья (дуб, ясень, вяз, клен, тополь, липа), а также пихта, лиственница и кедровая сосна были завезены сюда с материка. Некоторые живописные участки валаамского леса являются в полном смысле слова рукотворными. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей - все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

История появления Христианства на Валааме уходит своими корнями в далекое прошлое. По преданию, в I веке святой апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, прошел водным путем от Новгорода до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен и воздвиг на диких скалах каменный крест. Еще до крещения Руси на Валаам пришли «из восточных стран» и первые иноки - преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы, повторив путь апостола Андрея. Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня. Она взрастила многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику Святых. Преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, начинавшие свой иноческий путь на Валааме, стали впоследствии основателями русских монастырей. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский - первый православный святой Америки.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину. В начале XYII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Милостью Божией в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. Усердием валаамской братии под управлением игумена Дамаскина основывались скиты, возводились церкви и часовни, прокладывались дороги, ставились поклонные кресты. На Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

Но главным делом иноков всегда была молитва. Неспешное последование монастырских служб, знаменное пение, глубинная красота которого открывается духовному взору, всенощные богослужения, длящиеся всю ночь по древнему обычаю, давали успокоение душе, возводили ум к Богу. Строгий Устав Валаамской обители, введенный игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Следовало хранить душевное и телесное безмолвие, запрещалось оставлять у себя пожертвования, употреблять спиртное, покидать обитель, вести переписку без благословения настоятеля. Уставом предусматривались общежительная, скитская и отшельническая формы монашеской жизни. В начале XX века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах. К сожалению, многие скитские постройки не сохранились до нашего времени. В XIX веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Опытные духовные наставники, получившие от Господа за свою подвижническую жизнь дары прозорливости и исцеления, вели своих учеников ко спасению. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником знаменитого оптинского старчества.

Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Неоднократно приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Здесь находили покой и духовное утешение как простые богомольцы, так и знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты. Среди них были живописцы И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи, писатели и поэты Н.С.Лесков, Ф.И.Тютчев, А.Н.Апухтин, И.С.Шмелев, Б.К.Зайцев, композиторы П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, ученые М.Н.Миклухо-Маклай, Д.И.Менделеев.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции 1917 г. Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси. Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война и Валаам должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны безбожной власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов и юнг, затем дом инвалидов. Так впервые почти за тысячелетнюю историю Валаама на нем появились светские жители.

Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, т.е. находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас монастырь, включая подворья, насчитывает уже более ста насельников. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом Игумен. Обитель, как и в прежние времена, живет по одному из самых строгих монастырских уставов. Прежде чем дать монашеские обеты, ищущий иноческого жития должен пройти несколько этапов послушания. Помимо общежительной восстанавливается на Валааме и скитская жизнь. Усердием братского хора возрождается знаменное пение, характерный валаамский распев. С большой торжественностью встречает монастырь свои главные праздники - дни памяти Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля и 24 сентября н.ст.) и Преображения Господня (19 августа н.ст.), в особенности, при посещении обители Святейшим Патриархом. На Валааме организованы православная приходская община и воскресная школа для детей и взрослых. Монастырь оказывает посильную помощь населению острова, работает благотворительная столовая, монастырский флот обеспечивает связь обители с материком. Обустраиваются подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале.

Многое еще предстоит сделать братии и благотворителям обители, чтобы воссиял Валаам в своей прежней славе. Но главное начало положено: звучит в скитах и храмах горячая молитва, раздается над ладожскими водами звон главного монастырского колокола, идут своим чередом неспешные монашеские службы, крепнут в вере сердца устремляющихся к Валааму паломников.

 

Вернуться обратно
 

 "Кирьяж"

Краеведский центр п. Куркийоки.

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru