Выписки отца Назария

Поучение и воспоминание житий всех святых, воспиминаем комуждо в души своей, подобает и яко не отлагати время за время и како и чем и которыми доородетелми спасошася вси святи, яко неосабно подвзавшася и до смерти страдаша.

Глава 1. Благослови отче.

Не отлагай любимая душе моя лета от лета и месяц от месяца и время за время и день и за днем ожидая Дане егда убо воздохнеши от сердца и с тобою скорбящаго не обрящеши. От колико терзатися начнеши плача и рыдая и сетуя и каяся безуспеха. Могущей ти днесь добро сотворити не отлагай на утренний день понеже не веси, что родит утренний день егда бо и нощь сию, что люто постигнет тя не веси ныне время терпению душе моя ныне время скорби терпети, ныне время заповеди Господни сохраняти, ктому не взирай напитающих тело свое и угождающих ему негою и разширяющихся и ботеющи плотию и хотящих идти прежде реченным тесным и скорбным путем внити в Царство Небесное не приемлет бо таковых. Ниже мощно одоле бо плоть душею якоже и сам веси сия быаемая такови бо работают, паче телу своему, а не душе.

О человече, зрящих ради на лице твое, да ублажит, красоту твою еже глаголю в мире сем. Силен и благообразен, лице имея румяно, не может бо нас похвала человеческая избавити муки вечныя и безконечныя. И подати рай светлый, ниже может погрузити нас в муце вечней, и отъяти радость будущую, похуление их мирское и всячески уничижающее и хулящее и поношающе житие спасительное.

А погибельное свое житие хвалят, всякое украшение человеческое. Красота лица, льстит в веце сем. Яко повапленным лицеем и ризами и ступанием и взором блазнит и зажигает и ловит и погибель душам малодушным и малоумных человек в безконечную муку влечет. Себо есть жен сеть живая бесовская на человеки и видими беси. И второе пиянство весь мир погуби.

О человече, аще хощеши спастися и внити в Царство Небесное и приятии жизнь вечную – уточни плоть свою и укуси похоть.

Воспомяни онаго старца, иже бе затвори себя мужествене, и терперливне, в келии своей, пребываше бо не исходя ис келии своея лет 20 и вящше, паче же и прикован на цепи бяше яко же скот безсолвесный и окован всюду железом, тяжким ядяше же единова днем зело суху пищу и не умолча язык его в молитве дни и нощи, якоже смочаше и место потом, идеже стояще на молитве. Такоже ученик его беяше, на цепи и окован железом тяжким всюду, дондже и ребра его претрошася от толикия тягости и крови текущи довол[ь]но, нози же его бяше затекоша и разседошася и пасок текущи из них, якожеужасно есть и зрети, тело его точию кости и жилы.

Воспомяни душе моя Анастасия мниха иже имея таков обычай первее церковное пение стояти неподвижно с места на место и никакоже седшу, но з[а]нже ему бяше яко древо сухо по поясь, одебелеша от стояния.

Терпи скорби лютыя якоже  и вси святи вкусиша и претерпеша.

Воспомяни душе моя, пророки, апостолы и мученики и святители и преподобнии и уродивые, где обрела вси святых, котории неповинуша плоть духови или нестраждуще в бедах, лютых скорбех жестоких, но на всяк день тмами беды приемлющее. Предложу ти душе моя всех святых подвиги и страдании.

Воспомяни душе моя святых отец, пребывание и подвиги и прослезися о своем нерадении поистине. Спасе мой, якоже рекл еси многи обители в дому отца моего яко же многи реки, но воедино море текут, такоже и многи пути, нов един град. Суть вси ведут по истине многи суть и добродетели угоднико Христовых, душе моя, якоже лоза плодовита, ново едино Царство вводят, слыши паки подробну, что глаголю о человече.

Воспомяни душе моя Максима и Василия, Исидора юродивых, якоже и самой земли от мрази разседаются тии же нази и боси и глади. Максим убо ни мраза, ни зноя нечюяше. Василии же вопрошаем от неких людей бываше, како отче терпиши нужу сию, он же глаголаше: умилне егда рече взалчем или жаждем или озябнем, то Господа подобает терпети и паки лютее того стужими будем, паки подобает терпети. Таже и облечевати начент стужение болезни. Сице навыкнути терпению и впротчих добродетелех. Исидор же глаголаше к себе се нужа душе моя, терпи же Царствия ради Небеснаго.

 

Поучения о. Назария монахиням

 «Велия высота - смирение! Знатное достоинство и честь - смиренномудрие! Нет смиренного выше, и худшего у Христа - славнее по свидетельству истины. Не сущу свету, вся темна; не сущу смирению. Вся тщетна и неполезна и ко Христу недерзновенна.

Ничто же тако полезно, яко же самоукорение: от самоукорения - самопознание; от самопознания - кротость. Самоукорение: «злодейка я, ленивая, тунеядица, грабительница: - разграбляю сама у себя душевное спасение; смотри-ка, грешу и делом-то и словом и помышлением и всех оскорбляю». От сего укорения родится самопознание. Ум и сердце собрать воедино, глаза закрыть, мысленные очи вознести ко Господу. «О сладчайший и дражайший Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Я великая грешница; но и я то незабвенна в Твоей милости; и на меня то льется благодать Твоя и отеческое призрение! Достойна ли я помянута быть пред Тобою?» От чего родится умиление и кротость.

Если кто укорит всячески, сотвори пред ним поклон до земли. «Да, подлинно я такая, - согрешила, виновата, обезумела, - прощения прошу» Если придут тебе слезы, умиление, радость душевная или от человеков любовь: то пади пред Богом и молись: «О Сладчайший, Дражайший Иисусе! Стою ли я, что мне послал радость и слезы? Пред Тобой недостойна я, такого умиления; не заслужила Тебе ничем. Может ли такая Твоя благодать в таком скверном сосуде поместиться? Не умею сего сохранить, растеряю; пошли тому, кто Тебе заслужил; - а я стою скорбей и скуки, чтобы все меня не любили, а мне даруй всех любить; скорби и напасти с терпением нести». И Бог за такое смирение более пошлет. А то мы, как малые дети обрадуемся умилению, схватим охапку сена более себя, и растеряем: так и умиление скоро отходит от нас. А как придет скорбь, печаль, уныние, - пади пред Богом, молись: «Господи! Это моя доля, моя часть: я только этого-то и достойна; только это у Тебя и заслужила. Дай ты мне, Господи, чтоб я была кроткая, смиренная, молчаливая; не оставь Ты меня, научи Ты меня - Спаситель мой, я Твое создание».

А скорби и напасти, как подарки и гостинцы принимать от Сладчайшего Иисуса. «Хочу, говорит Он, да верные ученики Мои в скорбях и напастях пребывают».

А во грехах не унывать; грешники, пока не призвали Сладчайшего Иисуса пребывают грешниками, а как призвали, - уже не грешники. Как дитя запятнается, - плачет; мать побьет, и после поцелует, белую рубашку наденет: так и мы, - воззопием к Нему: «осквернились мы, обмой нас; Ты, Спаситель, очисти: - исповем на мя беззаконие мое, и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Ни о чем же так не радуется Господь, как о покаянии грешника.

Поется ирмос: тристаты крепкия, Рождейся от Девы... Тристаты крепкия - три части души, взойдите-ка в сие: - яростное, похотное и словесное. Яростное должны мы употреблять на бесов, гневаться на свою плоть. На свои страсти; а мы творим на ближнего, да на Бога ропщем; а ропщай творит дерзновение. Неблагодарный горше разбойника. Нет на земли тяжелее неблагодарного человека. Похотная часть - любительная, должна быть первая к Богу: всею крепостью и всем помышлением; а нас занимают сласти, страсти и всякие прихоти, неполезные пристрастия. А уже словесная часть самовластная, богоподобная. Ум в голове, любовь в сердце; а сия часть - словесная , высокая, и должна возвышаться и надлежит почитать за низость - врагу покоряться, или какой страсти поработиться. Гордиться над бесами; а у нас сию заняла высокая гордость презрения, зазрения, ближнего уничижение, зависть. Скорбь бывает смотрительная, наказательная и от бесов, - смирительная. Когда не покорится, не смирится человек, то Промысл, или наказание Божие. Предает его на искушение.

Есть путь просвещающий, и очищающий, и с самим Богом соединяющий, - когда сам человек ищет, старается. Отсекает свою волю, - и просвещает его Господь. Очищающий - скорби, напасти, болезни, ссылки; все мученики в очищающем пути; а соединяющий, на нем совершенные святые, - еще здесь соединяются умною молитвою.

Помолимся духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в слова Апостола Павла: хощу рещи пять слов умом, нежели тысячу языком. Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоились говорить. Что за радость!

 «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». Вообразите-ка: Господи! Кого я называю? Создателя Творца всего, Кого вся силы трепещут; - Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты ради меня кровь Свою излиял, спас меня, сошел на землю; - Христе - послушлив был даже до смерти, смерти крестныя; помилуй и меня грешную, прости за Себя виновную во всем». Отражай всякие помыслы, ратующие на тебя - именем Иисуса.

Прилог, сочетание, сложение, пленение. Сперва придет прилог, - малый помысл как младенец: он только тебя беспокоит, а повредить не может. Как станешь с ним разглагольствовать, - сие сочетание уже юноша, может тебя ударить; а как согласился с ним, - сие сложение уже муж, - может тебя убить и до смерти; а там паление - страсть.

Как кастрюлька-то кипит на огне, ни какое насекомое не может в горячую попасть; а как остынет, - и мухи, и всякая гадина повалится: так и наше сердце, аще горит к Богу, чисто от страсти и помыслов.

Царь Давид говорит: не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиренномудрствовах. Но вознесох душу мою. Яко отдоенное на матерь свою тако воздаси на душу мою (Псал. 130). Взойди-ка, каковы сии слова? Я изобразить не могу! Он говорит: велик я был Пророк и дивен, я был Царь; но я не превознесся, и не занялся сим ум и сердце мое. И даждь мне Господи, чтоб я так Тебе прилеплен был, как дитя к своей матери, - при наказании не оскорблялся, и при награждении не возвышался.

Бога ради обучайтесь, старайтесь пустынныя горлинки! Пустыня что значит? - Совесть незазорная; ум очищенный молитвою., поста не теряй; а пост, с молитвою. Труда не теряет. Блажен садяй сады в душе своей!

Сколь добро и сколь красно, еже жити братии вкупе! Я не знаю. Как вы, а я себя так чувствую. Что пред всеми я должен и всем я виноват: можно ли после сего на кого оскорбиться? И трех или четырех любим очень, - какая это малость! безделица! Лучше всех на свете любить; у меня любезная простота, всем отверсты сердечные врата; а хотя кто мне и не рад, да я ему рад.

Монах значит уединен; инок - иное одеяние, и нрав, и обычай, и иное житие. Чернец - черное платье, траур по душе, день и ночь должно плакать.

Я три года не знал скорби, и столь навык посту, неизглаголанному удручению плоти, что думал - в том вся добродетель. Как пришли ко мне три сестрицы: - уныние, скука, печаль; тут-то познал и не знал как угостить их. Стал, изнемогать, - потом научился, говоря: гости мои дорогие! Милости прошу, пожалуйте, я вас угощу; вот зажгу свечку, помолимся - поплачем, попоем, - и завопию: «Боже милостив буди мне грешному! Создавый мя, Господи помилуй: без числа согреших, Господи прости мя! Како воззрю к Твоей благости? Кое начало положу исповедания? Владычица Богородица! Помяни раба Твоего!» Гостьи мои бегом, а я говорю: матушки, погостите! Нет, уже не догонишь! Когда придет вам горячий дух молиться много, то немного молитесь и четки от себя положите: а когда леность: тогда-то подлинно до поту молиться полезно.

А как к матери нужно будет идти, - помолитесь: Господи, благослови меня идти к матушке, научи меня, чтоб она у меня грешной выслушала, и скажи: «матушка, вот я чего желаю, но не делай по воле моей, а по воле своей». А если с сестрой надобно говорить, - возведи ум свой к Господу; благослови меня, мой Спаситель, с  сестрой поговорить, и научи меня, и чтоб она приняла слова от меня грешной. А то вы все своей силой делаете.

Вот я было, ехав к вам, совсем утонул; но став тонуть, ум, сердце собрал воедино: «О Сладчайший, о Дражайший, Прелюбезный Господи! Если хочешь, спаси меня, а не хочешь, - ко дну пойду, а я с Тобою не разлучусь!» Потом было в пропасть упал, да, к счастью, как полетел, успел на лету сказать: « О Господи!...Но как такое имя помянул, чему быть тут? Не как в пропасть, но как на мягкую постель попал...

Если тоска придет, якобы Бог оставил, - читайте сей Псалом: Живый в помощи Вышняго... дойдете до сего слова: с ним есмь в скорби, изму его, - веруйте, что Господь не оставит! .» Если о грехах: плачем, - как  рабы; а если от благодарности, - как сыны. От больного Господь требует только молитвы со смирением, с терпением, с благодарением.     

Как Сладчайший, Спаситель ваш в горнем Иерусалиме, в немерцающем свете, поведет вас к Отцу небесному скажет : « Отче небесный! Вот плоды Моего страдания». Там-то будет нам праздник! Какая нам честь будет, - сказать невозможно.

А вы все мои слова пишите на скрижалях сердца, в незабвенную память. Высших ищите, идеже есть Христос... горняя мудрствуйте, а не земная; делайте, дондеже день есть. Да тьма вас не постигнет. Боголюбивому человеку ничто же потребно, кроме Бога: если Бога приобрящет, довлеет ему. Один Святой вечно плакал: «покой ты мой, покой небесный! Где тебя найти?... только в Кресте, да во Христе!

Вернуться обратно Перейти в начало