В Астрахани

Услыхав о подвижнической жизни астраханского епископа Мефодия, Николай отправился к этому владыке. Мефодий I, епископ Астраханский и Ставропольский, родился в 1700 году. С юных лет он жил в монастыре, в числе послушников. В 18 лет он принял монашество. 10 мая 1758 года архимандрит Мефодий был посвящен во епископа в городе Казани, а 12 августа прибыл в Астрахань. Со дня пострижения в монашество и до самой смерти он вел самую строгую иноческую жизнь. Будучи и монахом, и архимандритом, он не пропускал ни одной службы, ни утрени, ни литургии, ни малой вечерни, ни всенощного бдения, кроме случаев тяжкой болезни. Простота его обращения с людьми и во всей его жизни простиралась до того, что он сам участвовал во всех монастырских работах как простой монах; в одной свитке, с заступом или с лопатой в руках, он копал гряды, сажал виноградные растения наряду с другими монахами, так что трудно было узнать, кто из них епископ. И при таких трудах он никогда не пропускал ни церковного, ни келейного правила, мало давая себе отдыха. Особенно же епископ Мефодий прославился своим милосердием к бедным, без различия звания и вероисповедания. Обремененный преклонными летами и многосложными трудами, епископ Мефодий возымел решительное намерение оставить астраханскую кафедру и поселиться в Саровской пустыни, чтобы остаток дней посвятить окончательно, на служение Богу, но Господь ссудил ему иначе окончить жизнь. 29 мая 1776 года объезжая свою епархию, епископ Мефодий скончался.  В 1801 году его гроб был освидетельствован при епископе Платоне, причем тело его и все его облачение найдены нетленными.

20 декабря 1761 года Николай был пострижен в монашество в приписном к Архиерейскому Архиерейскому Дому  Покровском монастыре, крестовым иеромонахом Никифором в присутствии преосвященного епископа Мефодия. Через год 22 октября 1762 года о.Назарий был тем же епископом рукоположен во иеродиаконы. Послушание он нес при епископе в качестве келейника. Отца Назария по праву можно назвать учеником владыки Мефодия, который впоследствии в своих письмах в Саровскую пустынь называет его своим воспитанником.

26 января 1764 года епископ Мефодий согласился на перевод иеродиакона Назария.

Сохранилось одно письмо иеросхимонаха Варлаама о. Назарию, написанное им в Астрахань:

«Честный отец иеродиакон Назарий спасися о Господе. Доброе твое и благое желание намерение возимел еси, что со всеусердием желаеши в нашу общежител[ь]ную пустынь душевнаго ради и вечнаго спасения. Не токмо б нам монахом, но и всем и мирским всякому человеку, всеусердно желать себе вечнаго спасения и душевнаго покоя. И всегда б на всяк день и час помышлять и разсуждать каковым путем шествовать которой б путь ближайши и удобнейши был ко спасению тем путем и шествовать до Царства Небеснаго. Аще царю или архиерею всем бо о вечном своем спасении всеусердно пещися подобает. Все бо тамо будут в равнем достоинстве кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится.

Доброе бо твое намерение, что из грацких обителей желаеши в пустынной монастырь токмо нечево тебе сказывать. Пустынной монастырь требует бол[ь]шаго терпения (требует). И нечево тебе писать о нашей пустыни, сам ты у нас жил годы с три как, еще лет пятнадцети был, а ныне ты уже муж совершен и более можеши уразумети, что к лучшей пол[ь]зе душевной, то и твори. А где нам ни жить, а треба воздержание иметь языку и чреду. И всеусердное и смиренное житие проходить, без смирения бо и терпения невозможно и спастися всякому человеку. Воспреимителя преосвященнейшаго Мефодия епископа, что в таковом высоком сане, а таковое к Богу всеусердное и смиренное житие проходит. Ибо и нашего достоинства смиряя себе. Вся бо наша братия слышавша таковое смиренное и вселюбезное писание от его преосвященства было порадовалися и велию пол[ь]зу восприяли душам своим от смиреннаго и вселюбезнаго писания от его преосвященства к нашему убожеству и еще от искрения своея к нам любве довол[ь]ною милостию награждает нас. Как ныне так и напред сего и мы видя склонность и любовь от его преосвященства к нашой пустынной обители и отеческое его к нам милосердие, смелость восприяли о тебе писать к его преосвященству. И ты брате не отлагай доброе и богоугодное свое намерение на много время милостивой отеческой себе отпуске получа, от своего преосвященнаго. Неизвесть бы мы утрешняго дне доживем или не доживем и пока мы живы, поживем друголюбно, якоже пророк глаголет: коль добро и коль красно еже житии братий вкупе. И обще попещися о своем спасении и вкупе всеусердно послужити создателю своему отцу и чадолюбцу друг от друга пол[ь]зу восприемлюще. Якоже писано есть: ибо брат братом подкрепляем пол[ь]зою духовною яко град твердее и подпора. Что бо есть наше житие, точию сень и сон ныне живем, а утре во гробе гнием, и всуе мятется всяк земнородный призирая вечное свое спасение. Вси  бо мы от Бога сотворены в мир сей на малое время и токмо чтоб спастися, а дом наш и вечное житие по апостолу на небесех есть с самим Богом и со ангелы его, идеже празднующих глас непрестанный от всех девяти чинове пресладчайшаго ангельскаго пения.

О сподоби же, сподоби всех нас таковыя вечныя славы и радости и неизреченныя сладости получить во Царствии Небесном со всеми святыми, аще бо по Бозе житие и прискорбное и тесное житие проходить, но по Господню гласу тесная врата вводят в жизнь блаженную и вечную, а пространная врата и широк[и]й путь вводит в пагубу, а по словеси Господню, кая пол[ь]за человеку, аще бо и весь мир приобрящет, а душу свою вещь безсмертную и предражайшую искупленную неоцененною кровию Христовою, а ежели мы за леность свою и за невоздержанно житие и за скоро преходящее, отщетим и погубим, то гор нам, горе тамо будет вовеки бо веков тамо будем вечно мучитися и плакать и рыдать, но безпол[ь]зы, якоже пророк глаголет во аде же кто исповесть тебе ибо по апостолу ныне время благоприятно ныне день спасения приуготовляти себе на безконечное и блаженное житие и аще нам брате когда прилучится временем и унывно и прискорбно и горестно, то потерпим Бога ради и Царствия Его Небеснаго вечнаго в нем блаженства и радости и веселия  не вкусят бо нам какого не вкусить и не видать сладкаго до Царствий Небесном же Господь наш глаголет есть яко многими скорбми подобает нам войти в Царство Небесное и паки в терпении вашем стяжите души ваша туне бо зде потрудится Бога ради якоже апостол глаголет не[…] бо суть страдания нынешняго времене и хотящей слове открытися аможе бо преобразит тело смирения нашего яко быти сему со[…]ну телу славы его.

О таковыя чести достоинства и пре[…]цества яко телу телесному сообразну быти телу Христову маловременныя труды подвиги и сие прекратя остаюсь благословения твоего прошу и всенижайший поклон отдаю Саровский пустыни, иеромонах Варлаам. 1764 году марта в 16 день».

8 сентября 1764 иеродиакон Назарий переходит  по увольнению из астраханской епархии, по указу епископа Павла Владимирского, в Саровскую пустынь. В это время Саровской пустынью управлял шестой строитель, иеромонах Ефрем.

19 ноября 1765 года, епископ Мефодий писал ему: «Честный иеродиакон Назарий в Богом спасаемой пустыни спасися и о нас помолися. Письмо ваше получил, прочетьши усмотрил, что по желанию вашему [в] общежительной пустыни жить в ней получил. Спасая спасися и о нас помолися. Аще Бог восхощет живы будем, то и мы к вам будем. От келейника моего Мирона верно известился о равноангельном житии вашей пустыни, всегда из мысли моей не выходит, и дух мой да пребудет с вами. Просто в надежде пишу, иеродиакон Назарий, за отлучением моим, от посещени[я] во епархи[и]. Ныне винограднаго вина на служение, […] весною пришлю. Да отпиши ко мне, чем бы услужить вашей обители от рыбы, от икры. Угодно ли им будет ежели, что в угоду хотя бы человека какова прислали и своим коштом [… ]отправлю. Ты яко сын наш того ради к тебе и пишу о всем, ко мне отпиши чтобы и […], но сугубо отправлю. За сим смиренное наше постырское благословение посылаю и молитв прошу. Мефодий епископ Астраханский. 1765 году ноября 19 дня».

В 1770 году 4 мая иеродиакон  Назарий бежал, как свидетельствует летопись Саровской обители. Тотчас был послан доклад в Святейший Синод, именно благодаря ему у нас сохранилось описание о.Назария, «Иеродиакон Назарий , ростом великоват, волосом светлорус, лицом чист, сухощав, глаза серые, борода невелика, от роду 29 лет». После возвращения о.Назария, было учинено разбирательство. Вот как данное событие описывается в указе  консистории: «4 мая взявши о.Назарий из трапезной хлеба, не спросясь тебя строителя и не сказавши никому, пошел из той пустыни в лес, где ходя заплутался и ходил дней с девять. А как где нашедши дорогу, пришел  в пустынь обратно, то услышав от работника тоя пустыни, что о побеге ево в консисторию представлено, убояся истязания и пошел паки в лес. И отшедши от пустыни верст с 30 сделал себе шалаш и с июня месяца средних чисел. А на пищу получал от работающих в том лесу крестьян, а потом занемог и вышед из показанного шалаша пришел обратно в пустынь». Наказанием о.Назарию определили: «на полгода в черную работу, в которую употреблять ево в те времена, когда он от священослужения свободен будет, да через то время давать ему в среды и пятки сухоядение, а в церкви вовремя литургии класть ему по пятьдесят земных поклонов».

В 1773 году о.Назарий нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки. В 1776 году о.Назарий был посвящен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом. По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.

Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. Душа его так была проникнута мыслью и Божественных предметах, чтобы единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских он не знал и слов, как говорить о них. Но если отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие, забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без Слова Божия как основания не любил он и начинать разговоров, - так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божием. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех к любви и послушанию к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего, учил смирению. Жизнь проводил неизменяемо постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей.

Келейник митрополита Гавриила, архимандрит Феофан (Соколов) так вспоминал об отце Назарии: «А вот еще о.Назарий был человек простой, неученый, писать не умел. Преосвященный Гавриил спросил однажды отца Назария: кто у него хуже всех? – он отвечал: все хороши. – «Ужели – то нет никого худого?» - Владыко святый, я один». Случилось о. Назарию ехать через одно селение, играют дети: он остановился, созвал их и испрашивает: «что, кто из вас лучше всех?» Дети указали на одного мальчика: « вот этот лучше всех!» – «Почему?» спрашивает он: - «он смирен, отвечают ему: ты его бранишь, а он ничего». – «Так и вы перенимайте у него», сказал о. Назарий. Он жил в пустыне 7 лет, - я бывал у него. Он сапоги по 6-ти лет нашивал, платье носил рубищное. Ему страшилища были в пустыне. Он рассказывал, что ему однажды пришла мысль насеять репы; вот, дескать, будут приходить усердствующие, брать ее и получат исцеления. Как только он это подумал, вдруг почувствовал, что кто-то ударил его как будто палкою по голове, и так сильно, что он не мог на ногах удержаться, упал, и почувствовал такой смрад и зловоние в воздухе, и ползком кое-как до обители дошел.

Об отце Назарии митрополит Гавриил узнал следующим образом. В 1780 году 5 декабря «о.Назарий с товарищи в Москву отправился», - как писал преосвященный епископ Владимирский Иероним. Видимо именно в это время они посетили Соловецкую обитель. Увидев запустение Анзерского скита, о.Назарий обратился в Святейший  Правительствующий Синод, с покорнейшим доношением, в котором он описывал условия жизни Анзерского скита, Соловецкого монастыря и о его запустении:

«Ныне уведомился я, что оной скит по внове учиненному о монастырях штату оставлен в том же игуменском звании. И находится под ведомством Соловецкого монастыря. Которой незнаемо для чего мне же уповательно, что за малоимением к жительству в том острове охотных людей как то и в мое недавно для поклонения в Соловецком монастыре и во оном Анзерском скиту святым мощам, бытность находилось только четыре человека. Представлял неоднократно Святейшему Правительствующему Синоду, дабы благоволил оной Анзерский скит из ведомства их исключить. В рассуждении, чего я всенижайший как, будучи о сем острове довольно известен, то желаю в нем препровождать свою жизнь охотно». Далее он указывает тех братий, которые пожелали бы с ним отправится в указанный скит.

В начале 1781 года в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Гавриил просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий как видно на это не совсем охотно соглашался, между прочим  выставлял на вид и малообразованность братии. Равно и о.Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: «У меня много своих умников - отвечал им, - пришлите мне вашего глупца». Таким образом о. Пахомию невольно пришлось отпустить смиренного подвижника, избранного Промыслом Божиим  через Архипастыря в оружие к восстановлению древнего Валаама.

В 1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий был потребован в Санкт-Петербург, где по убеждению митрополита Гавриила определен в строители в Валаамский монастырь для устройства в нем общежития и порядка по уставу Саровской пустыни.

8 сентября 1781 года Владимирский епископ Иероним писал игумену Саровской пустыни: «Получил я преосвященного новгородского краткое письмо о увольнении Назария с Иоакимом в Петербург; полюбопытствовал, нет ли изъяснения в Вашем письме, -  для чего они требуются, -  для того и распечатал оное. Но как нашел в нем ту же неизвестность, то прося в дерзновении прощении прилагаю в сем письме оное открытое. Мне сие много потревожило да и удивило! Если Назарий у вас не (в) пустыне, то где она?  Спросите его, чего он хощет поискать там, откуда люди присылаются к вам на исправление. Остаюсь (…) и к Вам и любезной братии доброжелателен».

В январе 1782 г. игумен Назарий с учениками, посетил Коневский монастырь.

Через год преосвященный Гавриил писал к владыке Виктору Владимирскому: «Благодарю за увольнение отца Назария; он в Валаамском монастыре устроит порядок пустынный».

В грамоте, данной о.Назарию по случаю назначения настоятелем, митрополит Гавриил объясняет, «что остров Валаам, по пустынному положению своему и святости жизни первых своих тружеников, самим Промыслом Божиим определенный к пребыванию на нем иноков, требует восстановления селений праведных на непреложных правилах, существующих в Саровской пустыни, и тем самым принесения жертвы Спасителю. Призывая для сего честного отца иеромонаха Назария, известного подвигами своими и усердием для утверждения монашествующих в спасительной жизни, мы преклоняем колени и сердца наши пред Господом, да даст им, по богатству благости и Славы Своей, укрепиться Духом Его Святым и да сохранит в сердцах любовь и мир Божий о Христе Иисусе».

Вернуться обратно Перейти в начало