Вступление в должность настоятеля

Остров Валаам находится  в Ладожском озере, от Кексгольма в 60 верстах, в окружности имеет 27 верст. Берега его состоят из каменных утесов, инде из отлогих скатов простираются из озера великие губы или заливы, из коих при одном находится Валаамский монастырь. В северной стороне острова и лежит по левую сторону залива, которым с озера к нему подъезжают, и которой около трех верст длины в себе имеет. Пред концом оного по ту же сторону с монастырем построены для ярмарки деревянные лавки и светлицы для постоя приезжим. Сии последние лежат близ губы под горой, а монастырь стоит нарочито высокой горе, состоящей из пространной ровной площади, откуду немалую часть острова и озера видеть можно. Монастырское строение состоит из деревяной ограды, в которой церковь с колокольней и монашеские кельи, так же деревянные. На сем острове в июне месяце каждый год с 27-30 бывает ярмарка, на которую приезжают Олонецкие и Тихвинские купцы с разными для набережных жителей товарами. Из зверей на сем острове одни только бывают зайцы, а в губах простирающиеся от озера внутрь острова, показываются временем небольшие тюлени.

Монастырские строения как было указано выше были деревянные, построенные еще в 1755 году. Теплая церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы и церковь Рождества Христова требовали значительных поправок.

Монастырем в это время управлял игумен Ефрем, по монастырской необходимости он выехал в Петербург, но здесь заболел и скончался 3 марта 1782 года. Похоронен он в Александро-Невской Лавре. В виду этого события отец Назарий был определен  указом от 7 марта 1782 года строителем Валаамского монастыря. При вступлении в должность настоятеля, в монастыре не было ни одного иеромонаха, кроме самого отца Назария, а один монах и два белых священника из которых состояло все братство, по несчастному случаю все утонуло, так что около года отец Назарий один совершал священнослужение.

Благодаря попечением Назария, обитель Валаамская возродилась из запустения. В монастыре был устроен строгий церковный богослужебный порядок, введены три рода жизни: общежительная, скитская и пустынная. Сам игумен в монастыре имел отшельническую келию, в которую удалялся на целые недели. И между тем управлял монастырем с особенным даром дальновидности и прозорливости, узнавая иногда без испытания человеческие мысли, склонности и характеры каждого из братий, и побуждая их к исправлению недостатков, замеченных в них.

Он деятельно занялся в монастыре строительством. Он составил план каменного монастырского здания, существующего и по настоящее время и составляющего внутренний его четырехугольник. Для тридцати человек братий помещения в этом четырехугольнике было вполне достаточно. План здания был составлен по проекту отца Назария и утвержден преосвященным Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, 10 февраля 1785 года.

Слава старца и старания митрополита Гавриила привлекли благотворительные пожертвования на обитель. «Старайтесь поспешить строить монастырь, - писал Гавриил Назарию 29 мая 1783 года, - доброхотный датель, который дал на строение тысячу рублей, обнадеживает еще 2000 рублей дать, когда увидит успех в вашем строении».

«Пречестнейши и преподобнейши любезнейший батюшка отец Пахомий со всею о Христе любезною братиею спаситеся о Господе.

От нашего усердия и любви к вам желаем Вам тишины и спокойствия духа благополучны во всем страдание и любовию от Христа неотлучным. Истребуем Ваших святых молитв и благословение.

Но мы убогие вашими святыми молитвами живем помален[ь]ку бъемся, калотимся, как рыба об лед. Но просим об нас помолитца чтоб нам терпение со смирением и со благодарением сего благополучия не лишиться.

Приносим нашу нижайшую благодарность за любезное ваше писание и за дражайший гостинец пораман да и еще просим сим гостинцам нас наградит понеже у нас взять негде. Что вы изволите писать к нам будто мы вас не любим и на ваши писмы не ответствуем Бог свидетель совести нашея, что мы Вас весма любим редкая ночь проходит, чтоб мы у вас не бывали и вас невидали. Вы изволили к нам писать о благодарении преосвященнаго и мы его благодарили и он изволил сказать веселым духом праведнику закон належит; что вы изволили ко отцу Феофану писать и к нам о прибытии к нам в Валам ради освящения церкви и свидания, с преосвященным как я так и отец Феофан преосвященному говорил, и он изволил сказать - очень хорошо и милости просим к нам. Пожелайте батюшка своего желания и намерения не отлагайте. Ежели отложите, то не хорошо будет и мы к вам весною пошлем нарошна человека, чтоб вас проводить до нас и мы к Успению изготовимся. Ежели мне будет время, то я вам и до Питербурха провожу, а если не будет время, то пошлем с вами нарочнаго человека и мы вес[ь]ма рады також и преосвященной, а мы вашими молитвами в прошедшее лето зделали церковь четыре кельи, трапезу, хлебню, шесть сот тысяч кирпичей и преосвященной дивился, что мы много сделали. Пожалуй батюшка возьмите с собою и Афанасия Ивановича Долгова. Просим любезнейши батюшка не отменно к нам приехать; И в скором времени нас уведомить чрез письмо пака мы в Питербурхи а писмо пишите по почте ко отцу эконому невскому, да и об отце Михаиле астраханском мы об нем к вам писали, но от вас никакого известия не получили и об оном нас уведомти; и тако остаемся усердныи доброжелатели вашего спасения и благополучия убогий старец Назарий.

Со усердием припадаем к стопам Вашим ко иеромонахом иеродиаконом монахом и послушником.

16 ч. декабря 1785 году».

О жизни обители Валаамской обители того времени так описывает, келейник митрополита Гавриила, иеромонах Феофан в письме от 22 декабря 1788 года: «Батюшка отец Назарий из Валама сюда в Петербург приехал. Он обитель свою, кроме ограды привел во окончание…»

С помощью благотворителей, за восемь лет возведено было все монастырское здание в окружности более 140 сажен. На восточной стороне возвышался каменный двухэтажный пятиглавый собор с обитыми жестью крестами, а над папертью его поднималась 18-ти саженная колокольня. По обеим сторонам собора над монастырской кровлей появились кресты и главы Успенской и Никольской церквей. При закладке этого собора с церковью во имя преп. Сергия и Германа над нетленными их мощами было откровение будущему игумену Иннокентию, возвратясь от заутрени, вздремнуть в своей келии и вовремя этого краткого сна Господь сподобил его видеть знамение, что созидаемый храм есть жертва Богу приятная. Старцу казалось: в монастыре необычайно стечение разного народа и все ожидают прибытия высокопреосвященнейшего митрополита Гавриила для положения основного камня. Вскоре явился сам Владыка, облаченный в мантию и с жезлом архиерейским в руке. По обе его стороны шли два светолепных схимника. Приблизясь к месту, где почиют многоцелебные мощи преподобных Сергия и  Германа, они остановились, осенили крестным знамением святую могилу и все пространство, предназначенное под строение – и стали невидимы.

Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю игумену Назарию о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя великого своего подвига.

Около этого же времени для скитской братии, в полутора версте от монастыря, построены были шесть каменных небольших келий и среди них каменная же небольшая церковь.

История построения этого скита такова.

В 1789 году игумен Назарий обратился к митрополиту Гавриилу  с просьбой о строительстве новой каменной церкви в скиту. В этом письме он объяснял историю возникновения скита: «Когда в обители нашей жил преподобный Александр Свирский, имел уединенную келию не в дальнем расстоянии от монастыря, где после того построена была деревянная церковь во имя его, которая от долговременного стояния разрушилась, но чтоб оное место не пришло в забвение то желаем на оном месте построить каменную небольшую церковь во имя Всех Святых». Отсюда следует, что впервые скит был устроен при жизни Александра Свирского на Валааме. Деревянная церковь была выстроена приблизительно во второй половине XVI века, она указана на шведской карте XVII в.

В 1793 году игумен Назарий докладывал митрополиту Гавриилу о готовности двух церквей к освящению. Всех святых и Николая Чудотворца. 30 июня 1793 года митрополит дал указание об освящении церквей и отпуске святого мира и антиминса.

Тогда же, вблизи монастыря, построены были два каменных дома для рабочих, каменный дом для странников и каменная же пустынная келия для отца Назария – место повременного духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства.

В 1789 году 28 июня была освящена нижняя церковь собора во имя преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Эта дата - 28 июня стала днем памяти препп. Сергия и Германа, так как впервые был освящен престол в честь них, что означало восстановления их почитания. В 1793 году освящена церковь во имя святителя и чудотворца Николая. В 1794 году – Преображенский собор и придел его во имя св. апостол Петра и Павла и в 1796 году, по перестройке храм Успения Пресвятыя Богородицы.

В 1793 году по Высочайшему повелению, была учреждена в монастыре епархиальная больница на пять человек.

Одним из первых дел отца Назария, было упразднение винной ярмарки.

«По представлению Валаамского монастыря строителя иеромонаха Назария о запрещении на Валаамском острове винной продажи.

1782 год.

…Гавриилу архиепископу Новгородскому и Санкт-Петербургскому…. Строителя иеромонаха Назария с братиею.

Покорнейшее прошение

При оном Валаамском монастыре ежегодно в июне месяце бывает приезд богомольцем, а притом и ярмонка, при коей попущена была и винная продажа, а от того происходило всякое безчинство, особливо во время священнослужения: непристойные крики, пение песен и пляски. Ныне же уведомились мы, что от Выборгской губернской канцелярии, при означенной ярмонке, винная продажа отдана на откуп, но еще совершенно кандиции не заключено: по общежительному же нашему положению хмельных напитков мы не имеем, то и при ярмонке оной винной продаже быть не желаем, потому что от того не отменно последуют помянутые бесчинства, а к тому и общежительному нашему установлению быть может немалое повреждение: а паче всего по пустоте места может быть ворам и подозрительным людям пристань и монастырь конечное запустение.

Того ради Вашего Высокопреосвященства покорнейше просим о запрещении как при ярмонке, так и всегда на означенном Валаамском острове винной продаже, В Выборгскую губернскую канцелярию повелеть предписать.

Ноября дня 1782 года. Строитель иеромонах Назарий».

По указу ея Императорского Величества Санкт-петербургской духовной консистории, слушав премории из Выборгской губернской канцелярии о том, что на бываемую при Валаамском монастыре при ярмонке питейную продажу кондиции заключены: приказали об оном для ведома Валаамского монастыря к строителю иеромонаху Назарию с братиею послать указ.

№489. Декабря 14 дня 1782 года».

5 марта 1786 года, по повелению Государыни Императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь был включен в число штатных монастырей 3-го класса с настоятельством игуменским. Штат был в него был переведен из Новгородского Духова монастыря, обращенного тогда в женскую обитель. В 1797 году Императором Павлом I были пожалованы рыбные ловли и сенные покосы, состоящие в Кюменском приходе Выборгской губернии, и мучная мельница, находившиеся на р. Хегворе. Эти пожалования составляли важнейший источник содержания монастыря.

Но главная миссия о. Назария состояла во внутреннем устроении обители. Митрополит Гавриил вызвал о. Назария для того, чтобы он ввел на Валааме общежительный порядок по образу Саровской пустыни, и отец Назарий действительно исполнил это назначение. Общежительные порядки Саровский старец ввел в Валаамском монастыре сразу же по своем назначении. По окончании монастырского строения валаамские иноки общим приговором постановили утвердить общежительный устав настоящим и будущим монахам неотложно. Список устава, вместе с краткой историей его введения и приговором братии, подписанный митрополитом Гавриилом, хранился в рукописном отделении библиотеки Императорской Петербургской Духовной Академии. Общее содержание устава воспроизводит правила всех общежительных уставов, начиная с Печерского. Митрополит Гавриил особой архипастырской грамотой преподал свое благословение Валаамской обители на обновленную жизнь.  

Вернуться обратно Перейти в начало