Братство обители

Со времени вступления отца Назария в управление Валаамским монастырем, действительно начинается эпоха внутреннего возрождения обители. Известность добродетельной его жизни и опытность в подвижничестве в скором времени собрали на Валаам под его мудрое управление значительное братство.

В 1790 годов братство обители составляло 12 человек. По ведомости было 4 иеромонаха, два иеродиакона, четверо служебных и рядовых монахов. Число иноков при нем возросло в 1796 году до 55 человек: было 10 иеромонахов, 24 монаха и 16 рясофорных и трудники. Число это превзошло ожидания самого старца Назария, который нашедши монастырь почти без братства, считал за особенную милость Божию, если соберется к нему братии человек до тридцати.

Благодаря непоколебимому основанию, заложенному отцом Назарием, Валаамская обитель достигла своего расцвета в середине XIX столетия. Святитель Игнатий Брянчанинов так писал об обители в 1846 году: «По устройству своему, в монашеском отношении, Валаамский монастырь – верный снимок с монастырей первенствующей Церкви христианской. Он имеет монашествующих всех видов Восточной, Православной Церкви; имеет и общежитие, и скит, и пустынников, и отшельников». А в начале XX века в нем уже насчитывалось более тысячи насельников. За два столетия со времени настоятельства отца Назария обитель воспитала множество подвижников, обязанных своим духовным процветанием великому старцу, который и поныне не оставляет своей обители молитвенным предстательством, ходатайствует у Престола Божия о нынешнем ее братстве.

Между братией о. Назарий ввел строгий порядок монашеской жизни; более же всего требовал он смирения, как основного камня христианских добродетелей, согласно глаголу Евангелия: блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное, и, желая не одними словами, но и примером действовать на подчиненных, он трудился и рыл гряды наравне с прочими; сам ездил за сбором, лечил, навещал больных и печальных, беспрестанно учил всех или объяснял им слово Божие; он основал также и скит неусыпаемых, где несколько отшельников попеременно день и ночь читали псалтирь по усопшим; зная же, что самонадеянность и уверенность в собственной святости часто возмущает умы не только простых иноков, но и схимников, постановил, чтобы все они для избежания духовной гордости, исповедывали ошибки и тайные помыслы свои друг другу.

Слава о сем распространилась даже за границы России, так что из Афонских гор приходили иные в Валаам, и с удивлением смотрели на устройство сей обители, которую предпочитали даже монастырям Афонским. В числе иноков Валаамских явились многие подвижники благочестия. Здесь искали себе мирного покоя и знаменитые ученики Паисия: Клеопа, Леонид и Феодор.

Вернуться обратно Перейти в начало