Попечение игумена Назария о возрождении Российских обителей

Вслед за Валаамским монастырем митрополит Гавриил начал преобразовывать по общежительному уставу и некоторые другие монастыри, где была для того подходящая почва.

Игумен Назарий был помощником митрополиту Гавриилу по устроению общежительного порядка и в других монастырях.

Келейник преосвященного Гавриила, иеромонах Феофан, в письме от 22 декабря 1788 года писал строителю Саровской пустыни, иеромонаху Пахомию: «Батюшка, отец Назарий из Валаама сюда в Петербург приехал… К общему сожалению, что монашество мало-помалу уничтожается, а паче от соблазнов. Батюшка отец Назарий докладывал его высокопреосвященству, чтоб в Сергиевской пустыни, на Петергофской дороге, состоящей в 15 верстах от Петербурга, завесть общежитие и тем монашеское звание поправить не заслужить ли другое внимание, нежели какое ныне мирские имеют. Его высокопреосвященство благоволил и приказал о сем к Вам, батюшка, писать, чтоб дал  настоятеля и братию человек до десяти. Отец Назарий рекомендовал отца иеромонаха Илария в настоятели - не астраханского, а другого - и братии же одного или двух иеромонахов, одного иеродиакона или двух, послушников пять человек. Отец Назарий приказал написать: если дадите братию, то монашество устоит, а если не дадите. говорит, то уничтожится. Сие могу сказать и я, что справедливо. Ибо многие на Сергиеву пустынь соблазняются, а паче из господ, из чего заключают, что монахи тунеядцы и не полезные обществу. Сие то побуждает нас стараться поддерживать монашество и избавить от злословий в прочем с нашим к вам усердием пребудем. Вашего преподобия усердные доброжелатели - недостойный иеромонах Феофан, убогий старец Назарий, требуя молитв и благословения». В 1795 году в Троице-Сергиевой пустыни был заведен общежительный порядок. Такой же порядок был заведен в новгородских монастырях Иверском, Тихвине Большом, Клопском, Отенском, в Филиппо-Ирапской пустыни. Таким образом постепенно общежительное житие было заведено в десяти монастырях Новгородской епархии и в двух монастырях епархии Санкт-Петербургской.

По поручению митрополита Гавриила, отец Назарий объезжал общежительные обители и наблюдал за их состоянием. В марте 1796 году отец Назарий после такой поездки доносил преосвященному: «По воле вашего высокопреосвященства в прошлом и нынешнем 1796 года был я во многих общежительных монастырях, в коих слышал от настоятелей жалобы на новопостриженных монашествующих, что многие по пострижении, не выжив в том монастыре года, переходят в другой монастырь, а при том и без согласия настоятеля, но и тем бывают недовольны, и в том поживше полгода, просятся в третий, чего как в нашем Валаамском, так и в новгородских монастырях происходит довольно; от чего происходит неустройство и делаются неспособными к продолжению монастырской жизни. Того ради вашему высокопреосвященству благопочтеннейше донося, всепокорнейше прошу повелеть особым вашим приказанием снабдить все общежительные монастыри Санкт-Петербургской и Новгородской епархии, чтобы по пострижении монаху в том монастыре жить не отменно три года; по прошествии же трех годов хотя переведен будет в другой, но и в том также должен жить три же года, от чего и может быть каждый монастырь в соответствующим благосостоянии; а равно и монах, выжив на одном месте три года, удобнее может быть к продолжению монашеской жизни. Переводить же из монастыря в другой как по желанию просителей, так и по воле обоих монастырей настоятелей. А паче чаяния окажутся таковые,  кои, не хотя жить означенного термина, будут делать неблагопристойные поступки, как то противиться настоятелю и с прочими входят в ссоры, а другие и пьянствуют, от чего наводят на все монашество подозрение и бесчестие; таковых повелите при рапортах высылать вашему высокопреосвященству для препровождения в Соловецкий монастырь, где могут быть удобнее смиряемы». Митрополит Гавриил на этом докладе отца Назария положил резолюцию: «сие представление наблюдать консистории». Консистория разослала предписания по всем монастырям.

Помимо монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии, отец Назарий наблюдал и за российскими монастырями. Так в 1794 году в деле афонского иеромонаха Арсения, сохранилась докладная записка:

 «Ваше Высокопреосвященство, Валаамский игумен Назарий всенижайше просит соблаговолить в Святейшем Синоде напамятовать: 1. О иеромонахе Арсении святогорском и молдавском. 2. О учреждении в Курском коренном общежительном монастыре больничного штата. 3. О утверждении всех общежительных монастырей и пустынь общественных заведений, синодальными указами».

Здесь нами приведены лишь немногие факты попечения игумена Назария о русских обителях, но по ним можно ясно увидеть труды старца в деле возрождения монашества, и его по праву можно назвать отцом русского монашества.

Вернуться обратно Перейти в начало