Предисловие к Псалтыри

Вернуться обратно
 
 «Там многим идолам
поклонялись прежде.
Им служили хямяляйнены
как мужчины, так и женщины.
Тапио из леса добычу в ловушки заводил,
Ахти приносил рыбу из воды.
Вяйнямёйнен сковал песни,
Рахкой поделил луну на черное [и белое].
Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями,
а также многим тому подобным.
Илмаринен сделал мир и воздух
и путников вел вперед.
Курикас давал победу в войне,
Кратти[?] заботился о товарах.
Тонту владел домоводством?],
как бес, многих доводил до бешенства.
Капе тоже ел у них луну.
Сыны Калева расчистили покосы и прочее.
Только у карел были такие идолы, которым они молились.
Ронготеус давал рожь,
Пеллонпекко помогал расти ячменю.
Виранканнос опекал овсы,
иначе бы оставались без овса.
Эгрес сотворил горох, бобы и репу,
капусту [или брюкву?], лен и коноплю.
Кёндёс подсеки и поля создал,
как учит их языческая вера.
И когда отсеются весной,
распивают кубок Укко.
Туда приносили чашу Укко
и допьяна упивались девицы и бабы.
Тогда учинялось там много постыдного,
так что было и слышно и видно.
Когда Рауни, жена Укко, фыркала,
сердито рычал с севера Укко.
И от этого устанавливались погода и урожай года.
Кякри прибавлял скот.
Хийси помогал одолевать леса [леших?].
Мать вод заводила рыбу в сети.
Нюркес белок давал из леса,
Хиттаванин приносил зайцев из кустов.
Разве этот народ не потерял разум,
что верит и молится всему этому.
Это черт и грех привели их к тому,
что они поклонялись и верили всему.
На могилы умершим еду носили,
там причитывали, кричали и плакали.
Покойники тоже получали от них пожертвования,
о которых заботились вдовы.
Многому другому тоже поклонялись —
камням, пням, звездам и луне.
Так еще недавно, несмотря на ученье папы,
поклонялись открыто и тайно».

(Agrikola. М., 1931, s. 212—213).
 
 
Вернуться обратно