Валиты

Вернуться обратно
 
Место совета валитов - "Кяряямяки"Очень мало знаем мы об общественном устройстве древних карелов. Пожалуй наиболее ранние сведения содержатся в "Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна". В ней говорится о правителях Кирьялаботнар с которыми воевали викинги. Названы: Грим, Свид и Валь. О последнем сказано: "Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать". Сведения о Кирьялаботнар в сагах похожи на сказки, но главное что викинги знали  Кирьялаботнар, воевали с их правителями и эта страна была богата. Интересно имя одного из правителей - Валь. Вспомним о нем позднее.
Новгородцы знали карелов значительно лучше, чем викинги, но тоже мало пишут об их правителях. Вероятно это связано с тем, что новгородцы вообще старались не вмешиваться во внутренние дела дружественных народов. Им достаточно было военного и торгового союза.
Пожалуй, наиболее раннее упоминание о карельских правителях содержится в летописном своде «История о славянском народе и зачале Новограда», который исследовал приозерский историк Людмила Пашкина. В нем рассказывается о соратнике Рюрика - Валите, карельском воеводе, который обложил данью Мурманский берег.
Еще об одном Валите упоминает Карамзин в "Истории государства Российского". Он описывает предание о Валите, записанное московскими послами около 1592 г., при проведении границы с Данией (Норвегией). Послы ссылаются на это предание в качестве доказательства, что Лапландия издревле принадлежала России: "Жил некогда в Кореле, или Кексгольме, знаменитый Владетель именем Валит, или Варент, данник великого Новагорода, муж необычной храбрости и силы: воевал, побеждал и хотел господствовать над Лопью, или Мурманскою землею. Лопари требовали защиты соседственных Норвежских Немцев; но Валит разбил и Немцев, там, где ныне летний погост Варенгский, и где он, в память векам, положил своими руками огромный камень в вышину более сажени; сделал вокруг его твердую ограду в двенадцать стен и назвал ее Вавилоном, сей камень и теперь именуется Валитовым. Такая же ограда существовала на месте Кольского острога. Известны еще в земле Мурманской Губа Валитова и Городище Валитово среди острова или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь Корельский. Наконец побежденные Немцы заключили с ним мир, отдав ему всю Лопь до реки Ивгея. Долго славный и счастливый, Валит, именем Христианским Василий, умер и схоронен в Кексгольме в церкви Спаса; Лопари же с того времени платили дань Новугороду и Царям Московским". Интересно, что в Норвегии до сих пор в Варанген фиорде показывают туристам Валитов камень.
Следующий Валит Корелянин появляется в русской летописи в 1337 г.:  «В лето 6845. Приидоша Немци к Корельскому городу с многою силою; бяше в городе тогда воевода Валит Корелянин, и доспе Валит перевет с Немци и предал город Немцам; Немци же начаша городом владети. Новгородьци же уведавши, с всею силою своею сташа под городом июля в 3 день, в осмый же день приступиша к городу; и Валит доспе перевет к Новогородьцем, и отвори город, Новогородци же взяша свой город июля в 8, в полъдни, а Немец избиша, а иных извешаша». То есть Валит в 1337 г. был правителем Корелы.
Почему же карельские правители в русских летописях всегда носят имя Валит. Вероятно оно происходит от слова vaali - выборы. То есть карельские правители того времени выбирались. Вполне может быть, что впоследствии потомки этих выборных правителей получили фамилию Валит. Так известен живший в Новгороде в 14 в. новгородский боярин Иван Федорович Валит. Причем В. Н. Бернадский убедительно показал, что карельские Валиты принадлежали к сословию новгородских великих бояр, избираясь на высшие магистратские должности в Новгороде.
Интересно, что карельские валиты не только жили в Новгороде, но и вели с Карелией обширную переписку. Об этом можно судить по находкам берестяных грамот. В них упоминаются карельские слова, названия мест и имена карел. 11 из них названы карельскими. Большинство из них найдено на «неревском конце» Новгорода на территории одной усадьбы на пересечении улиц Великой и Кузьмодемьянской.
Нам мало известно о социальной системе древних карелов. Но вот, что интересно. В Писцовой книге Водской пятины 1500 г. задняя Корела делится на уезды, а те в свою очередь на перевары. Вероятно это название происходит от слов perhe - семья и vaara - гора. Это остатки древней родовой системы управления карелов. У каждого рода была своя гора кяряямяки (гора совета). Род собирался на этой горе и вершил суд, выбирал своих правителей - валитов и решал важные дела. До нашего времени сохранилось множество гор с этим названием, а на некоторых из них - даже загадочные каменные сооружения - каменный стол в окружении каменных стульев.
 
 
 
 
Вернуться обратно